Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

«Форды» улетели…

«Форды» улетели…

Автомобильная отрасль Австралии оказалась на грани коллапса в связи с уходом ведущих игроков. До 40 тыс. человек в Австралии столкнутся с проблемой потери рабочих мест, а производителям компонентов для машин придется смириться с убытками из-за ухода с рынка зарубежных автомобильных компаний. Такие данные содержаться в докладе Австралийской комиссии по производительности (консультативный орган по микроэкономической политике и регулированию для правительства страны). Как следует из документа, выделенные ранее 30 млрд долл. (именно в эту сумму обошлась поддержка налогоплательщиками автомобилестрое­ния за 1997–2012 год) лишь только отсрочили неизбежные структурные изменения, которые назрели в отрасли. Местным производителям оказалась не по зубам конкуренция с иностранными игроками. Как результат, Ford, Holden и Toyota заявили о закрытии производств в Австралии к концу 2017 года. Хотя правительство постепенно сокращало объемы господдержки для предприятий, автомобилестроение так и осталось самым субсидируемым сектором.

Рай для потребителя

Уход иностранных компаний, скорее всего, окажется на руку потребителям. Комиссия уже рекомендовала властям снизить 5%-ные импортные пошлины и отказаться от спорного налога на автомобили класса люкс. Соответственно цены на поставляемые из-за рубежа автомобили должны заметно пойти вниз. Кроме того, правительство поддержало рекомендации, заявив, что эти поступления будут компенсированы с помощью других источников дохода. Интересно, что в качестве возможных источников рассматривалась такая мера, как введение налогов для водителей за каждый пройденный километр на транспортном средстве. Правда, премьер-министр страны Тони Эббот вскоре исключил такой вариант пополнения казны. Комиссия в свою очередь указала на то, что 5%-ные пошлины следует отменить, поскольку их введение было обусловлено желанием властей поддержать местное автомобилестроение, а отрасль вот-вот исчезнет, значит и соответственные барьеры для импорта больше не нужны. Схожие доводы приводятся и в отношении налогов на роскошь. Согласно местным законам транспортные средства, которые стоят дороже 75 375 долл. и потребляют не больше 7 л топлива на 100 км или стоят 60 316 долл., но расходуют больше 7 л на сотню, облагаются налогом в 33% от стоимости. В результате под ограничительные меры подпадали не только люксовые бренды, типа Audi, BMW или Mercedes-Benz, но и вполне утилитарные для австралийцев Toyota Land Cruiser и Land Rover Defender. Между тем ежегодно импортные тарифы приносили казне дополнительные 400 млн долл. Как подсчитали эксперты, из-за отмены ограничений Toyota Prado, например, может подешеветь для местного покупателя на несколько тысяч долларов. Новость о возможных изменениях радостно восприняли как отраслевые союзы, так и, естественно, дилеры. «Этот недоработанный налог негативно сказывается как на выборе потребителя, так и на показателях безопасности и защиты окружающей среды», – заявил глава Федеральной палаты автомобильной промышленности Австралии Тони Уэбер. Приветствовали изменения и в Porsche Australia. По словам представителя компании, Porsche поддерживает инициативу чисто по идеологическим соображениям. «Это карательный налог, взимать его нечестно, для этого нет никаких оснований, и он никак не вяжется с налогами на другие предметы роскоши, такие как домашние мультимедийные системы, драгоценности и яхты», – подчеркнули в компании. По ее подсчетам, выручка самой Porsche и как оптового продавца, и как дилера за каждый проданный 911 Carrera 2 S оказывается меньше тех средств, которые идут в федеральный бюджет после уплаты покупателем всех налогов.

Кликнул – поехал

Также выдвигаются инициативы, упрощающие процесс приобретения транспортных средств. Австралийцам могут разрешить покупать автомобили у заграничных дилеров через Интернет. Эта предлагаемая правительством мера, которая, скорее всего, вызовет недовольство местных торговцев машинами, позволит жителям страны заняться импортом самостоятельно. Единственное требование – транспортное средство должно соответствовать требованиям местного законодательства. Инициатива даст возможность снять существующие барьеры, не позволяющие людям приобретать новые транспортные средства из других государств, сделав автомобильный рынок менее зарегулированным для потребителя. Все это происходит на фоне опубликованной недавно статистической информации, согласно которой спрос на новые машины по сравнению с августом прошлого года упал на 5,5%. Помимо прочего, возможен пересмотр национальных стандартов, отвечать которым должны ТС. Последний раз коррективы в перечень требований вносились 14 лет назад, за это время мировое автомобилестроение претерпело существенные изменения. Сегодня, конечно, существуют схемы ввоза машин в страну, однако все они чрезвычайно сложны и бюрократизированы, отметили представители власти. На текущий момент граждане ввозят крайне мало автомобилей. Ежегодно данный объем оценивается примерно в 3 тыс. штук. Более того, для самостоятельного импорта требуется специальное разрешение от соответствующих органов. Смягчение условий позволит потребителям получить доступ к ТС по самой низкой возможной цене, включая автомобили премиум-класса и праворульные авто из Великобритании, Японии, Индонезии, Таиланда и Индии. Здесь больше всего смогут выгадать японские производители. Главы правительств двух государств еще в июле подписали соглашение по экономическому сотрудничеству, предусматривающее снижение стоимости машин из этой азиатской страны. По данным Австралийской автомобильной ассоциации, поставки из Японии составляют 30% от всех ввезенных в государство транспортных средств. В денежном выражении стоимость снизится на 1–3 тыс. долл. в зависимости от сегмента.

Рано радоваться

Впрочем, представители автоиндустрии говорят о том, что радоваться потенциальным покупателям пока рано. Изменения в законодательстве могут и не принести долгожданной экономии. Местные дилеры и так работали на грани рентабельности из-за высокой конкуренции на рынке. Сэкономить средства получится только при приобретении машин класса люкс. Хотя и в этом сегменте разница в цене может оказаться не слишком существенной. Дилеры указывают на то, что индивидуальные покупатели столкнутся с дополнительными расходами на доставку и проблемами с гарантией, поскольку в этом случае местные продавцы не возьмут на себя гарантийные обязательства. Австралийские журналисты сравнили цену на Porsche Cayenne S у себя дома и в Великобритании. Оказалось, что ТС из Соединенного Королевства стоит на тысячу долларов дешевле. Там модель продается за 105 тыс. долл., включая налоги, в Австралии вместе со всеми налогами – 158 тыс. Дилеры со своей стороны напоминают, что самостоятельный импорт для граждан будет включать 5%-ный тариф, госпошлину в размере 6,5%. С учетом всех платежей ввоз машины встанет в 110 тыс. долл. Разница в 5 тыс. долл. может уменьшиться еще больше, ведь покупателю придется оплатить перевозку и страховку. К тому же не исключено, что потребителю придется оплатить еще какую-нибудь государственную услугу. Например, сертификацию соответствия транспортного средства техническим регламентам. Наконец, реализуемые в Австралии Porsche Cayenne S имеют более привлекательную комплектацию по сравнению с британским рынком. В случае со среднеценовым и бюджетным сегментами разницы в цене может вообще не оказаться, подчеркивают дилеры. Так, доставка автомобиля Suzuki из Японии в Австралию обойдется как раз в сэкономленную тысячу долларов.

Кошмар для производителей

Конечно, австралийским потребителям можно только позавидовать, чего не скажешь о людях, занятых в отрасли, как об обычных рабочих, так и о владельцах различного связанного с производством бизнеса. 10 сентября Denso Automotive Systems Australia объявила о планируемой остановке производства и сборочных линий. «Denso пришла в Австралию в 1972 году, это было первое государство, выбранное компанией для выхода на глобальный рынок и тогда с этим решением связывалось много надежд, – заявил высокопоставленный представитель Denso Нобуаки Като. – Бизнес австралийского подразделения шел в гору, решая попутно множество проблем. Решение с учетом выдающейся истории компании принимать было тяжело». К сожалению, все потребители оригинального оборудования Denso решили в ближайшее время уйти с местного рынка, указал Като. Поэтому у самой компании не осталось другого выхода, кроме как принять решение о закрытии производства, поскольку львиная доля бизнеса была связана с автокомпаниями. В последние годы много делалось для того, чтобы диверсифицировать местное производство и выйти в секторы, не связанные с выпуском транспортных средств. Хотя в этом направлении и удалось добиться некоторых успехов, это не сможет компенсировать масштаб потерь, связанных с уходом Ford, Toyota и Holden. Дублирование производственных мощностей вкупе с постоянным ростом себестоимости производства также не позволили выпускаемым в Австралии товарам быть конкурентоспособными на мировом рынке. Несмотря на закрытие предприятий, компания сохранит подразделение по продаже товаров для афтемаркета. В то же время решение по исследовательскому центру пока не принято, если у Denso появятся серьезные доводы о необходимости сохранения центра, его не закроют. Судя по тому, что пока таковых нет, и это подразделение, вероятно, прекратит свое существование. В Denso пока точно не знают, сколько человек потеряют работу, но заявляют о том, что около 290 сотрудников, непосредственно связанных с производством, «почувствуют на себе негативные последствия». Аналогичные последствия в будущем ощутят и работники других департаментов. Их точное число определят позднее.

Ниже себестоимости

Автомобилестроители терпят все больше убытков с каждым
годом (фото GM Corp)
Автомобилестроители терпят все больше убытков с каждым годом (фото GM Corp)

Неясным остается и будущее ведущего австралийского производителя колесных дисков для афтемаркета ROH Wheels. Местные СМИ называют компанию последним крупным поставщиком дисков для отрасли, после того как Ford и Holden 10 лет назад начали закупать колеса в Китае и Тайване. Несмотря на то что ROH недавно инвестировала 5,5 млн долл. в новое оборудование и производственные линии для сотрудничества с Toyota, в компании не знают, как сложится судьба самого производителя и его сотрудников после 2017 года. Те же экономические условия, что заставили автогигантов уйти с рынка, – дорогой австралийский доллар и дешевая рабочая сила в соседних государствах – не позволят ROH выгодно экспортировать товар или же конкурировать с дешевым импортом внутри страны. Как считает владелец компании Билл Дэвидсон, сейчас видно только вершину айсберга, в будущем последуют закрытия других производств, как связанных, так и не связанных с автомобилестроением. Согласно пессимистическим прогнозам, без работы в этом случае останутся до 200 тыс. человек. В апреле 2014 года Университет Аделаиды обнародовал доклад о влиянии ухода иностранных компаний на экономику государства. Тогда выводы были неутешительными: вероятность дальнейшего сокращения рабочих мест оставалась высокой. Своеобразный «коктейль» из сильной национальной валюты и дешевой рабочей силы в соседних государствах сильно сказывается на конкурентоспособности производств. Спад фиксировался на протяжении последних 50 лет. Если в 1960 году в производстве была занята почти четверть австралийцев, то сегодня в секторе трудятся лишь 8% населения. В лучшие времена (10 лет назад) ROH выпускала до 5 тыс. дисков в день. Они поставлялись на заводы Holden, Ford, Toyota и Mitsubishi. Теперь показатель снизился до 1600 штук в сутки. А из клиентов осталась только Toyota. Почти 500 тыс. дисков ежегодно импортируются из Китая, средняя стоимость такого изделия составляет около 58 долл. за штуку. По словам Дэвидсона, у продукции его компании даже себестоимость выше.

Через тернии к звездам

Власти, правда, загодя пытаются пристроить формирующуюся армию безработных. Под данные цели могут создать специальный аэрокосмический кластер. Эта отрасль пока неплохо развивается. Инициатива предложена национальным объединением производителей META и ассоциацией производств, занятых в авиационной и космической промышленности Aviation/Aerospace Australia. Основной задачей здесь видится помощь производителям автокомпонентов в переориентации бизнеса на работу со строителями воздушных судов и космических аппаратов. В этом есть смысл: в ближайшие 15 лет количество коммерческих воздушных судов в мире должно вырасти в 2 раза. При этом в денежном выражении на Австралию приходится 200 млн из 50 млрд долл., в которые оценивается глобальный рынок компонентов для авиации. О том, насколько эффективными окажутся эти меры, можно будет судить только спустя некоторое время. Однако уже сейчас ясно, что автогиганты довольно легко снимаются с насиженных мест, что ставит связанный с ними местный бизнес на грань катастрофы.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2025, все права защищены