По нужную сторону
Рынок Восточной Европы представляет особый интерес для афтемаркета, здесь по-прежнему растут автопарк и продажи машин. Стремление автовладельцев сделать свою машину более безопасной могут с выгодой использовать производители соответствующего оборудования, превратив транспортное средство в подобие современного авиалайнера.
Европа остается крупнейшим рынком постгарантийных услуг и товаров, свидетельствуют данные исследовательской организации Frost & Sullivan. Объем рынка оценивается примерно в 100 млрд евро, а его рост составляет около 2,4% ежегодно. Также автовладельцы все меньше экономят на ремонте и обслуживании авто в отличие от ситуации в 2009-2010 годах.
В организации считают, что рост продаж новых машин на востоке региона подстегнет увеличение автопарка и предоставит новые возможности для развития афтермаркета. Те игроки, которые прочно закрепятся на рынке Европы, смогут использовать этот опыт для выхода в страны с быстрорастущей экономикой, такие как Турция, Китай и Индия.
«В ближайшие годы рост в регионе будет обусловлен увеличением автопарка в Восточной Европе, прежде всего в Польше и России, – отмечает представитель Frost & Sullivan Стивен Спайви. – Срок эксплуатации и обслуживания все время растет, соответственно у ремонтников и сервисов появляется все больше возможностей».
Наиболее востребованными окажутся услуги планового обслуживания, включая «пере-обувку» шин и замену лампочек. По данным организации, спрос на автомобильную электронику, такую как датчики положения и давления, будет расти на 10% в год. Также на фоне увеличения срока эксплуатации транспортных средств востребоваными окажутся услуги по восстановлению различных узлов, например стартеров и генераторов.
На что смотрели
При составлении прогноза в Frost & Sullivan опирались на данные по двум ключевым показателям: количество машин на дороге и средний возраст автопарка. Из этой информации следует, что по дорогам Европы колесят примерно 290 млн единиц легковых транспортных средств и легкого коммерческого транспорта, которым будут неоднократно требоваться запасные части и услуги технического обслуживания. Средний возраст таких машин составляет 8,2 года. Причем в Западной Европе средний возраст автомобиля несколько выше по сравнению с Россией и Польшей, где продажи новых машин высоки.
Большая часть «возрастных» транспортных средств приходится на Великобританию, Германию, Францию, Италию и Испанию (166 млн единиц). Тем не менее в данных странах количество старых машин увеличивается всего на 1% в год. Низкие темпы улучшения экономических показателей не способствуют буму покупок новых авто.
В странах Восточной Европы, наоборот, ситуация с покупкой новых ТС значительно лучше. Так, в организации прогнозируют, что рост российского рынка в 3 раза превзойдет показатели в остальных странах региона. В Польше продажи новых автомобилей впервые за последние три года подскочили на 6,4%. Весь восточноевропейский рынок будет расти на 2,6% в год. Для сравнения, остальная Европа покажет результаты в 2 раза скромнее.
Учесть специфику
Региональный рынок обладает и собственной спецификой. С одной стороны, здесь наблюдается самое большое разнообразие автомобильных брендов в мире, что представляет определенную трудность для тех производителей оригинальных запчастей, которые стараются иметь в линейке запчасти для всех существующих моделей. С другой – доля брендов значительно отличается от рынка к рынку.
Так, машины Volkswagen составляют 20-21% всех пассажирских авто в Западной Европе, но на востоке их доля значительно меньше – 12-13%. Продукция Renault-Nissan доминирует в Восточной Европе (28%), но слабо представлена на западе (11%).
Североамериканские бренды удерживают долю в 15-20% на континенте, но быстрее всего растут продажи китайских компаний.
Разнятся от страны к стране и предпочтения потребителей и каналы дистрибуции. Ожидается, что наиболее привлекательным каналом продаж будет Интернет, а успешнее всего реализовываться будут шины. Сейчас набирает популярность покупка автозапчастей через специализированные площадки, включая Amazon.com, eBay, Rakuten и Oscaro. Через десять лет на таких игроков будет приходиться до 10% всех продаж.
Дело в конкуренции
В целом за последние десять лет европейский рынок стал более открытым для игроков со всего мира. На законодательном уровне владельцам машин было гарантировано использование деталей от сторонних производителей без боязни потерять гарантию. Независимые автосервисы получили возможность идентифицировать заводские детали по номерам, а также моделям и маркам транспортных средств. Кроме того, большая открытость стимулировала появление значительного количества сетевых магазинов, специализирующихся на продаже запчастей, приобрести которые раньше можно было только у дилеров.
Безопасность на выбор
Не остались в стороне и производители различных устройств, делающих вождение автомобиля более безопасным. Так, на рынке присутствуют различные камеры заднего вида. Они не только помогают не задевать ограждения на парковке, но зачастую и спасают жизнь. Эти камеры крепятся у заднего номера транспортного средства. Картинка с устройства начинает передаваться в момент включения задней передачи. Причем линейка имеющихся продуктов достаточно широка. Это может быть как простенький набор, предусматривающий установку своими руками, так и целые устанавливаемые профессионалами системы, которые выводят изображение на экран навигатора, приборную панель или на сенсорный дисплей от изготовителя автомобиля.
Почувствовать себя владельцем премиального авто может и обладатель бюджетного автомобиля. Система предупреждения позволяет оповестить водителя, чье внимание притуплено долгой дорогой, о смене полосы движения или, если водитель просто отвлекся, о небезопасном изменении траектории движения. Система представляет собой камеру, которая обычно крепится позади зеркала заднего вида. С ее помощью осуществляется мониторинг пространства перед транспортным средством. Камера способна распознавать дорожную разметку, и в случае отклонения курса система просигнализирует об этом с помощью звука и света. Таким образом у водителя появится достаточно времени, чтобы среагировать на ситуацию.
Интересно, что такие системы давно устанавливаются на фуры и коммерческий транспорт. В последнее время производители активно продвигают их и среди владельцев легковых машин.
Получили распространение и системы, позволяющие осуществлять контроль за «слепыми» зонами. Такое оборудование сигнализирует водителю в случае, когда другой автомобиль находится в опасной близости, но не попадает в поле зрения человека. Небольшие камеры устанавливаются на боковые зеркала транспортного средства. Они осуществляют мониторинг пространства вокруг автомобиля. При возникновении опасности специальные диоды начинают мигать красным светом. Раньше некоторые подобные системы доставляли немало проблем водителям в пробке. В отличие от заводского оборудования их нельзя было отключить. Теперь же сторонние производители предлагают продукты, которые имеют функцию активации/деактивации.
Растущая доступность
Самыми доступными продуктами на сегодняшний день стали системы контроля давления в шинах (TPMS) и парктроники. В США, к примеру, устройства мониторинга давления получили широкое распространение после того, как власти обязали производителей оснащать подобными решениями все новые транспортные средства. Установленные в колесе датчики предупреждают владельца ТС в случае, если давление в шинах падает ниже определенного порога. Большинство продуктов могут передавать данные без помощи проводов на специальный приемник в салоне. В зависимости от цены изделия датчики способны как просто предупредить о приспущенной шине, так и замерить и вывести данные о каждом из колес.
Примером того, насколько быстро системы безопасности становятся популярными, могут послужить парктроники. Помощники для парковки есть практически у каждого дилера. Их можно установить в салоне или же с легкостью купить в магазине и обратиться в проверенный автосервис за установкой.
В ближайшем будущем можно ожидать широкого распространения систем предотвращения столкновений. Пока еще цены на данное оборудование остаются высокими. Беглый поиск по Интернету показал, что стоимость комплекта с установкой в России составляет около 75 тыс. руб. В то же время одна из американских компаний предлагает похожую систему стоимостью 40-60 тыс. руб. в зависимости от комплектации.
Оборудование можно установить на транспортное средство не старше 2000 года выпуска. В комплект входит радар, устанавливаемый за решеткой радиатора. Он сканирует пространство впереди автомобиля на расстоянии около 140 м. За одну секунду система успевает «прощупать» пространство перед машиной 20 раз. При возникновении опасности загорятся специальные индикаторы и раздастся звуковой сигнал.
Более продвинутая система от той же компании вдобавок следит и за тем, чтобы водитель двигался в своей полосе. Разметку «блюдет» камера, расположенная позади зеркала заднего вида.
Как видно, автовладельцам есть из чего выбирать. А с учетом того, что машины и системы становятся все более сложными в техническом плане, значительная часть собственников транспортных средств не рискнет устанавливать дорогостоящее оборудование самостоятельно и отправится за помощью в проверенные автосервисы.