Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Китайское предупреждение

Китайское предупреждение

Массовое падение цен связано с недавними проверками, проведенными властями КНР, на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Несоблюдение местных норм грозит оборотными штрафами, поэтому западные компании поспешили заявить о готовности сотрудничать с чиновниками. В числе внезапно решивших сократить аппетиты оказались Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz. Все они, по сообщениям китайских властей, объявили о снижении цен на отдельные модели автомобилей и запчасти. Позднее к ним присоединился американский Chrysler, который сообщил о пересмотре стоимости части продукции и запчастей. В результате стои­мость запасных частей снизилась на 20%. Подобные действия вышеупомянутых предприятий связаны с антимонопольным расследованием, которое было начато Национальной комиссией по развитию и реформам Китая. Кроме того, по сообщениям СМИ, Национальная комиссия по развитию и реформам КНР 4 августа провела неожиданный обыск в шанхайском офисе компании Mercedes-Benz. Также были выявлены монополистические действия на предприя­тиях Chrysler и Audi, компании подвергнутся штрафам. Ранее Бюро по надзору цен уже проводили переговоры с представителями транснациональных компаний в Китае, инсайдеры считают, что тогда антимонопольное расследование в отношении люксовых автомобилей только начинались. В 2008 году в Китае вступил в силу Антимонопольный закон. Однако на протяжении долгих лет соответствующие ведомства особо не занимались необходимыми расследованиями. С февраля этого года постепенно начала набирать обороты, как окрестили ее сами китайцы, «антимонопольная буря» на местном автомобильном рынке. Изначально официальное информационное агентство КНР «Синьхуа» достаточно скупо описывало суть претензий, ограничиваясь сообщениями о том, что в фирме такой-то прошел обыск на предмет соблюдения законов по недопущению недобросовестной конкуренции. Западная пресса заподозрила китайские власти в давлении на производителей и избирательном применении законов. В конце концов представители народной республики дали более развернутый ответ.

Автомобили европейских марок обходятся китайцам
значительно дороже
Автомобили европейских марок обходятся китайцам значительно дороже

В чем провинились

Сайт Министерства коммерции страны, как обычно изысканно, описывает суть претензий. Из сообщения следует, что в апреле Китайская ассоциация по ремонту автомобилей и Страховая ассоциация Китая совместно опубликовали коэффициент соотношения между стоимостью комплектующих и ценой продажи целого автомобиля. «Так, были выявлены показатели 18 деталей общих моделей автомобилей и 50 быстроизнашивающихся деталей, – говорится в сообщении министерства. – Согласно результатам, среди 18 комплектующих коэффициент соотношения отдельных деталей превысил 1200%, таким образом, если необходимо поменять нужную деталь, то стоимость ее будет равна цене 12 новых автомобилей, за рубежом этот показатель составляет 300%». В принципе суть претензий более-менее ясна: услуги западных производителей обходятся китайцам в 4 раза дороже, чем европейцам. В июне Министерство коммерции КНР отметило, что Китай проверяет потенциальные монополистские действия на крупнейшем в мире автомобильном рынке, кроме того, выпустило оповещение, смысл которого заключался в антимонопольной проверке автомобильного рынка страны.

Всеобщее равенство

Китайские и иностранные компании равны перед антимонопольными законами КНР, заявил официальный представитель Министерства коммерции Китайской Народной Республики Шэнь Даньян, комментируя недавние проверки транснациональных предприятий. В целом расследование должно выявить случаи нарушения антимонопольного законодательства, если таковые имелись, и способствовать свободной конкуренции и защите интересов потребителей в частности. Как китайские, так и иностранные фирмы должны нести ответственность при нарушении законов, подчеркнул Шень. Согласно антимонопольному законодательству, вступившему в силу в 2008 году, предприятия, уличенные в недобросовестной конкуренции, облагаются штрафом в размере 1–10% от продаж за предыдущий год. За время действия новых норм расследования велись и в отношении китайских предприятий, и в отношении фирм из других государств. В течение последних трех десятков лет иностранные инвестиции играли активную роль в социальном и экономическом развитии КНР. Правительство Китая всегда было привержено созданию равных условий для всех игроков рынка и обеспечению свободной конкуренции. Страна и дальше будет применять одни и те же стандарты для своих компаний и иностранцев. Китай приветствует сотрудничество с транснациональными корпорациями в различных сферах. В то же время инвесторы из других государств, как и компании, в которые они вкладывают деньги, должны четко следовать местным нормам и выполнять социальные обязательства, указал Шень. Эксперт Антимонопольного комитета, профессор Китайского университета политических наук Ши Цзяньчжун в отношении участившихся в последнее время антимонопольных проверок сказал: «Откровенно говоря, по сравнению с антимонопольными расследованиями в отношении отечественных предприятий, иностранные компании проверяются китайскими правоохранительными органами более осторожно». Ши Цзяньчжун отметил, что, с одной стороны, по сравнению с вековой практикой антимонопольного законодательства в развитых странах, в Китае данная отрасль законодательства все еще находится на ранней стадии создания. Антимонопольные правоохранительные органы Китая сейчас находятся в процессе накопления опыта, что касается случаев, которые могут иметь широкий общественный резонанс, проверки ведутся очень осторожно. С другой стороны, у иностранных предприя­тий накоплен богатый опыт в отношении антимонопольных расследований. Проверенные недавно несколько иностранных компаний пришли в КНР из стран с развитой антимонопольной системой, имеют опыт антимонопольных расследований в других государствах, вплоть до того, что попадали под серьезные наказания в других странах, они хорошо осведомлены об антимонопольном законодательстве и имеют богатый опыт в соответствующей сфере. Таким образом, расследования китайских антимонопольных правоохранительных органов должны проводиться очень осторожно. Многие зарубежные СМИ назвали антимонопольные расследования, инициированные в Китае, «неуместными», поставили под сомнение их мотивы. Ши Цзяньчжун считает, что интенсификация подобных расследований свидетельствует о том, что накопленный в сфере антимонопольных расследований опыт и способности достигли определенного уровня. «Можно сказать, что это расследование возможных нарушений на этих предприятиях». Кроме того, Ши Цзяньчжун также сказал: «В будущем антимонопольные расследования станут нормой, они направлены не только на транснациональные корпорации, но и на местные предприятия».

Шире круг

Позже список компаний, решивших снизить цены, пополнился BMW. Примечательно, что производитель делает это второй раз. В этом году BMW уже снижала цены более чем на 3 тыс. запчастей в среднем на 15%. Новые меры предусматривают уменьшение стоимости более 2 тыс. компонентов на 20% начиная с 11 августа. По сообщению местных СМИ, представители Национальной комиссии по развитию и реформам 9 августа провели встречу с дилерами Audi в провинции Хубей. Комитет в том числе контролирует и проверяет исполнение отраслевой и ценовой политики; устанавливает и регулирует цены на важные товары и важные тарифные нормы. Источники агентства «Синьхуа» не исключают возможность того, что дилеры и сама компания будут оштрафованы в Китае за установление монопольно высоких цен на услуги. Сумма взыскания составит 1–6% от объема годовых продаж.

Умерят аппетит

Между тем западная пресса не считает, что вынужденное снижение цен на запчасти сильно ударит по доходам зарубежных концернов. Хотя Audi и Mercedes снизили стоимость на запчасти на 15–40%, прибыльность бизнеса сильно не пострадает, считают эксперты журнала Forbes. Около 10% продаж на автомобильном рынке приходится на реализацию запчастей. Если Mercedes удастся в этом году продать 275 тыс. транспортных средств в Китае, то это будет означать рост на 15% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. С учетом того, что в среднем выручка с продажи одного автомобиля составляет около 52 500 долл., за текущий год бренд и его дочерние предприятия в КНР получат выручку 14,45 млрд долл. Учитывая снижение цен на запасные части в Китае в среднем на 15% и тот факт, что реализация запчастей приносит 10% от всей выручки в КНР, объем продаж Mercedes в денежном выражении сократится примерно на 0,22 млрд долл., подсчитали в Forbes. Таким образом выручка сократится всего на 1,5%. У Audi снижение может составить около 2%. Однако автопроизводители полагают, что, несмотря на небольшое сокращение объемов продаж, прибыльность не пострадает в основном за счет выгоды от местного производства и масштабов самого рынка. Локализация также способна позволить сократить стоимость запчастей. Автопроизводители и дальше готовы вкладываться в открытие новых мощностей в Китае. Два завода Audi к 2017 году смогут выпускать до 700 тыс. транспортных средств. В прошлом году объем реализации марки составил более 490 тыс. машин. С учетом текущих тенденций на автомобильном рынке страны Audi через три года будет способна продавать до 771 тыс. транспортных средств. Это означает, что до 90% машин бренда, продаваемых в Китае, будут местной сборки. Вкладывать в местный рынок будет и Daimler, которой сейчас принадлежит 12% акций BAIC Motor (компания входит в первую десятку производителей в КНР, выпускает в том числе автомобили Mercedes и Hyundai). Так, немцы потратят около 5,5 млрд долл. на дальнейшее развитие. Одну четвертую этой суммы планируется направить на расширение производства и открытие новых заводов по выпуску двигателей. На текущий момент около половины реализуемых Daimler транспортных средств выпускаются в Китае. В ближайшие несколько лет компания собирается увеличить их долю. Эксперты даже считают, что подешевевшие запчасти поспособствуют резкому росту продаж постпродажных услуг. По данным агентства Reuters, которое ссылается на аналитиков JP Morgan, рентабельность продаж импортных автомобилей снизится до уровня, наблюдаемого на данный момент в Европе.

  • Андрей Филатов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены