Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Иногда причину поломки АКП проще найти в постели?

Иногда причину поломки АКП проще найти в постели?

Сегодняшний материал не имеет никакой связи с интимной стороной человеческой жизни. Но одно негласное правило, которое современное общество сформировало для этого типа отношений, почему-то у нас нашло применение в автосервисе. Если точнее: при ремонте автоматических трансмиссий. Интересно? И нам тоже. Тогда поговорим.

Предприятий, занимающихся ремонтом АКП, на нашем рынке предостаточно. Это независимые автосервисы широкого профиля, у которых услуга по ремонту АКП является одной из многих в перечне, и специализированные техцентры по ремонту автоматических трансмиссий. Дилерские центры не в счет – их вклад в это дело составляет совершенно мизерную часть. Cегодняшний разговор обращен к мастерским, для которых ремонт АКП является главным и единственным ремеслом. Там работают самые опытные специалисты, обладающие всем необходимым инструментарием и профессио­нальной информацией. Часто автомобиль с серьезной проблемой «автомата» после долгих мытарств «исцеляется» именно в таких заведениях автосервиса на радость владельцу. Руководители специализированных центров педантично ведут архивные истории ремонтов. Это позволяет им проводить различные анализы с полезными для деятельности предприятия выводами. С результатом одной из таких работ мы намерены сегодня познакомиться.

Читатель наверняка знаком с автосервисом ООО «Automatic Transmission Group» по нашим регулярным публикациям. Директор техцентра, Владимир Дроздовский, недавно провел выборочное исследование ремонтов трансмиссий, прошедших через предприятие. Результат получился парадоксальным – целый ряд агрегатов вышел из строя по причинам, никак не связанным с самими АКП или их ремонтом. Итогами этой полезной работы он поделился с редакцией. Эта информация и легла в основу нашего сегодняшнего материала.

Это страшное слово «соосность»

Когда агрегат после ремонта выходит из строя повторно, то вроде бы все ясно – нерадивые механики что-то сделали не так. Однако случаи, о которых мы намерены говорить сегодня, оказались намного сложнее. АКП, возвращаю­щиеся повторно в ремонтную мастерскую, имели поломки, аналогичные тем, что были выявлены при первичных обращениях. Это касалось износов деталей насосов, а также выходов из строя элементов гидродинамического трансформатора (сокращенно «гидротрансформатор»), и даже деталей двигателя – мембран (в иностранных источниках «drive plate» – приводная пластина).

Необходимо пояснить, что в устройстве двигателя внутреннего сгорания для снижения неравномерности вращения коленчатого вала применяется специальная деталь – маховик, обладающий значительным моментом инерции. Кроме того, маховик обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач и крутящего момента стартера на коленчатый вал двигателя при запуске мотора. При установке АКП, оснащенной гидротрансформатором, использовать тяжелый маховик нецелесообразно в связи с достаточной инерционной массой самого гидротрансформатора. Поэтому для передачи крутящего момента от мотора к коробке передач используют тонкую мембрану (приводную пластину), толщина которой у разных моделей колеблется около 2 мм (см. рис. 1). В такой конструктивной конфигурации одной опорой гидротрансформатора становится коленчатый вал двигателя, а второй – подшипник скольжения (иногда качения) АКП. Гидротрансформатор через мембрану жестко сочленен с коленчатым валом двигателя, а его центровку выполняет специальный элемент, называемый пилотом. С противоположной стороны гидротрансформатор своей ступицей опирается на подшипник коробки передач. Работоспособность такой конструкции возможна лишь при точной соосности коленчатого вала двигателя и подшипника коробки передач. Это обеспечивается центровочными штифтами. Они при сборке агрегата точно (от 0,06 до 0,08 мм) фиксируют два элемента сочленения (картер двигателя и корпус коробки), обеспечивая заданные параметры сососности. Вот этот пограничный стык двух устройств силового агрегата и стал зоной повышенного внимания специалистов по ремонту АКП. Эта «нейтральная» территория вызвала у ремонтников подозрения в причастности к системным поломкам автоматических трансмиссий. А нейтральна она потому, что не входит в зону контроля ни мотористов, ни коробочников. Каждая группа специалистов отвечает лишь за исправность своих агрегатов, но не ответственна за их «сожительство».

Рис. 1. Детали автоматической трансмиссии в разрезе
А – торцевое биение коленчатого вала (КВ); В – перемещение КВ в центральных вклады-
шах; С – торцевое биение мембраны ДВС по местам крепления ГДТ; d – радиальное бие-
ние ступицы ГДТ; е – смещения оси вращения КВ ДВС относительно оси центровочной
поверхности установки насоса АКП в ее картер.
Измерения А, В, С и d производятся относительно картера ДВС (база).
Измерение е производится от КВ (база) по поверхности установки насоса АКП.
1 – коленчатый вал; 2 – картер ДВС; 3 – мембрана ДВС; 4 – гидродинамический трансфор-
матор; 5 – пилот ГДТ; 6 – ступица ГДТ; 7 – картер АКП; 8 – насос АКП;
9 – центровочный штифт АКП относительно ДВС
Рис. 1. Детали автоматической трансмиссии в разрезе А – торцевое биение коленчатого вала (КВ); В – перемещение КВ в центральных вклады- шах; С – торцевое биение мембраны ДВС по местам крепления ГДТ; d – радиальное бие- ние ступицы ГДТ; е – смещения оси вращения КВ ДВС относительно оси центровочной поверхности установки насоса АКП в ее картер. Измерения А, В, С и d производятся относительно картера ДВС (база). Измерение е производится от КВ (база) по поверхности установки насоса АКП. 1 – коленчатый вал; 2 – картер ДВС; 3 – мембрана ДВС; 4 – гидродинамический трансфор- матор; 5 – пилот ГДТ; 6 – ступица ГДТ; 7 – картер АКП; 8 – насос АКП; 9 – центровочный штифт АКП относительно ДВС
Уважаемые читатели!
Полную версию данной статьи можно прочесть в бумажной версии
журнала "АБС-авто" № 2 (2019 г.)
  • Александр Хрулев, канд. техн. наук, директор фирмы «АБ-Инжиниринг»
  • Владимир Дроздовский, генеральный директор техцентра «Automatic Transmission Group»
  • Владимир Смольников, редактор, издатель

Адрес редакции

111033 Москва, ул. Самокатная, 2а, стр.1, офис 313

На карте

Контакты

Тел.: (495) 361-1260

E-mail: dostavka@abs-magazine.ru

Социальные сети

Журнал «АБС-авто» © 2019, все права защищены