Женщины! Будьте мужчинами!
На белом свете есть очевидные глупости, которые перестают резать глаз или ухо только в силу их чудовищно частой повторяемости, превращаемости в штамп. Например. «контактный телефон». Как будто другой дают для того, чтобы по нему не звонили. К штампам подобного рода можно относиться как к удручающим или забавным, в целом они достаточно безопасны. На ходовые качества, так сказать. не влияют.
В автомобильной жизни страны такой штамп-глупость тоже имеется. Только он не столь безобиден, как может показаться сначала. Зовется он «женщина за рулем». Удивительное дело, сколько же вполне нормальных баб, жизнеспособных, деятельных, талантливых и умных, нормальных в офисе, на отдыхе, на улице, выезжая на дорогу в качестве водителя, становятся враз «женщинами за рулем»!
Знаете, что скрывается за этим термином? Женщина, которая находится между рулем и сиденьем в движущемся автомобиле. При этом взгляд в одну точку. И вдаль. Как у впередсмотрящего на корабле. На участников движения – ноль внимания (а то как бы не подумали, что она ими интересуется). Спущенного колеса не замечает. На звуковые сигналы и жесты не реагирует. Только музыку делает погромче и принимает еще более надменный вид.
Идиотка? Нет. Просто именно такому поведению за рулем ее слишком долго учили. Сколько же километров надо проехать, во скольких дурацких ситуациях побывать, чтобы начать вести себя нормально и не воспринимать дорожное движение через призму букв «М» и «Ж»!
Сейчас я уже абсолютно точно знаю, что всю метафизику «женщины за рулем» придумали очень ревнивые (к обладанию дорогами и автомобильным движением) мужчины. С момента, когда дама изъявила желание водить машину, и далее по всей ее автомобильной жизни сначала инструкторы (или глупые мужья), потом автомобильные СМИ (которые тоже в руках мужчин) начинающей водительнице, а далее просто водителю вдалбливают, что-де не важно, умеешь или нет ты здорово водить машину, главное, что ты умница-красавица, а значит, на дороге к тебе будут все время «приставать» как водители, так и гибэдэдэшники. А в свободное от приставаний время (вот важное!) пропускать, прощать, уступать, помогать, восхищаться, жертвовать.
В результате по улицам и магистралям передвигаются этакие зомби, натренированные на две функции: во-первых, не отвечать на заигрывания, во-вторых, быть объектом восхищения и субъектом исключения из Правил. Достаточно хотя бы почитать «женские странички» журналов, их советы и наставления, чтобы понять, как к женщинам за рулем относятся мужчины, какими примитивными и глупыми курицами их представляют.
И невдомек им, бедным, бывает, что попадают они в окружение, преимущественно состоящее из замороченных постояльцев городских «пробок», чье поведение определяется банальным намерением добраться до места назначения вовремя и на целом автомобиле. И что оно как-то не очень согласуется с постоянно действующей необходимостью уступать дорогу и оказывать прочие знаки внимания многочисленным «женщинам за рулем».
Цель коварных ревнивцев достигнута в полном объеме: зомбированная возлюбленная вызывает на дороге замечательный спектр эмоций, начинающийся страхом и раздражением и завершающийся неджентльменским желанием выдать увесистого педагогического пинка для приведения в чувство.
Справедливости ради надо заметить, что увесистого пинка здесь заслуживает в первую очередь автотренер, подготовивший не участника дорожного движения, а так называемую «женщину за рулем», с мироощущением примы при мужском кордебалете, причем сокрыв в процессе тренировок от нее то славное обстоятельство, что производство этих прим давно уже отлажено в серийных масштабах.
Кто оказывается в итоге жертвой – очевидно. Сама «женщина за рулем». Бедняжка испытывает нешуточный травмирующий стресс с запрограммированной неизбежностью, становясь адресатом гневных реплик типа «Куда прешь!» или «Ты что, оглохла? (ослепла, обалдела и т. д.)», которые зачастую оформлены мутным потоком неформальной лексики. Стресс основан не столько на непочтительности самих реплик (у современных дам к таким словам иммунитет стойкий), сколько на проявлении в них дорожных реалий, в рамках которых оказывается, что на самом деле для водителя в соседнем ряду целостность крыла его задрипанной «ласточки» является намного большей, чем возможность сделать комплимент и улыбнуться умнице-красавице. И вообще, он готов защищать хоть вусмерть границы неприкосновенности своего крыла, невзирая на первичные и вторичные половые признаки агрессора, потому что признаков много, а крыло одно, и денег стоит.
Следующий тип травмирующих, но реальных ситуаций связан как раз с деньгами и платежами. «Женщину за рулем» настойчиво убеждают в том, что стоит ей улыбнуться, и остановивший ее за нарушение инспектор ГИБДД тут же все простит и деньги не возьмет. Ей рекомендуют улыбаться и кокетничать на шиномонтаже, чтобы бесплатно сняли, сделали и поставили колесо, употреблять те же самые приемы для тех же целей на автосервисах и авторынках. Формируют непоколебимую уверенность в том, что работники автомобильных специальностей просто в массовом порядке готовы отказываться от заработанных денег во имя ее, родной нашей.
Вообще-то интересно, отдают ли себе автотренеры (в широком смысле этого слова) отчет в том, что рекомендациями такого рода они фактически будят и подогревают в своих подругах мощные инстинкты древнейшей профессии?
Результат не медлит сказываться. Под мефистофельское хихиканье ревнивца «женщина за рулем» не только постоянно попадает в глупые ситуации, но и начинает болезненно комплексовать по поводу своей женской привлекательности, поскольку выясняется, что на дороге «пристают» не больше, чем в других местах (а на самом деле даже меньше, так как люди там в основном занятые и к тому же уже находящиеся в движении), и что платить на трассе и вокруг нее «женщине за рулем» приходится практически втрое больше, чем нормальному водителю, потому что в числе ее доблестей не числятся ни знание ПДД, ни представление об устройстве автомобиля, ни прочие социальные и бытовые, так называемые функциональные, знания.
Она платит инспектору, не имеющему спидгана, «за превышение скорости», в сервисе – за «установку плюсовой клеммы аккумулятора» и «регулировку шумов глушителя»... Безусловно, улыбки и кокетство подчас срабатывают, но это – приятные исключения, подтверждающие грустное правило: суровый гибэдэдэшник дышит выхлопными газами на запруженном перекрестке не для знакомств и улыбок, а автослесарь сидит в яме в грязном комбинезоне с постоянными ссадинами на руках не для того же самого. «Женщине за рулем» это никто не объясняет. И она упорно пытается нарушать «Закон о правах потребителей», навязывая этим людям в качестве платной услуги свое кокетство.
Очевидную выгоду от всех этих обстоятельств имеют разве что юмористы и издатели сборников «Анекдоты». И теперь «женщина за рулем» наравне с «блондинкой» с успехом работает исполняющим обязанности чукчи, а в ряде случаев и Василия Ивановича.
Нормальная женщина, конечно же, долго такую роль не играет и начинает сама себе задавать правильные вопросы, получая ответы у самого компетентного и беспощадного учителя – своего водительского опыта.
А водительский опыт и дорога подсказывают: первое – «женщина за рулем» – «преданье старины глубокой». Оно относится к тем временам, когда водитель женского пола был явлением штучным и когда ребятишки во дворах кричали: «Мам, смотри скорей, тетя машину ведет!» Второе. Российские женщины весьма высокими темпами освоили «мужские дела». Они руководят бизнесом, становятся политическими деятелями, участвуют в вооруженных ограблениях и финансовых махинациях, работают таксистами, следователями, спасателями и т. д. Женщины, имеющие успехи в традиционно неженских сферах деятельности, знают, что без жертв по этому пути не продвинуться. Стало быть, на алтарь должны быть добровольно принесены женский статус, женские модальности поведения и, соответственно (увы!), привилегии. Правило здесь одно: если ты имеешь окаянство и амбиции заниматься мужским делом, претендуешь на власть, доходы, то и отвечай за свое дело, как мужик. Причем выбор здесь сознательный и добровольный.
А хочешь женских привилегий, ты их получишь. При одном условии. Если будешь Женщиной. Слабой, нежной, любящей, заботливой, зависимой. Выбирай. Смешивать же серьезные дела и ответственность с женскими штучками – непозволительная дурь, за которую по нашим временам приходится очень дорого платить как в делах, так и на дороге.
Так существует фактор мужчина-женщина в автомобильной жизни? Конечно. В тех же значениях, как и в других серьезных и ответственных делах. Не больше, но и не меньше. На женщину будут смотреть с особенным восхищением и уважением, если она очень хорошо, мастерски делает дело, для которого все тут собрались, а именно управляет автомобилем.
А может «женщина за рулем» реально рассчитывать на какие-то привилегии? Рассчитывать может. Может их даже иметь. В порядке приятных и запоминающихся исключений. И почти стопроцентно может рассчитывать на то, что ее не поколотят на месте происшествия, когда она будет виновником ДТП, в котором получит повреждения другая машина.
Вспомните, милые дамы, всех нас в нежном возрасте, когда мы только начинали интересоваться закономерностями внешнего успеха, учили: золотое правило элегантности – это соответствие и уместность. Учили, что роскошное вечернее платье не обеспечивает успеха на пикнике, а в шортах на свадебном торжестве будешь выглядеть просто посмешищем.
Это универсальное правило полностью применимо к стилистике и этике дороги. Не надо играть в бэбивумен, управляя источником повышенной опасности (и ответственности). Не примеряйте к себе европейские фильмы с их дорогами, автомобилями и уровнем жизни. Не рассчитывайте на умиление, если при развороте из правого ряда в неположенном месте вы сбиваете с ритма «зеленой волны» сразу два потока машин. (Это не значит, что так делать нельзя, просто делайте это адекватно.) И помните, что в наше чудовищное время социальная ценность автомобиля сопоставима с социальной ценностью жизни. Не верите – выставьте себя и свой автомобиль на аукцион. Посмотрите, за что больше дадут наши мужики.