Конференция по спецтехнике
В Торгово-промышленной палате РФ 20 мая состоялась IV Российская конференция «Спецавтотехника 2015», организованная «АСМ-холдинг».
Основная тема встречи – перспективы развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожно-строительных машин в современных экономических условиях России. И получилось, что всех участников – вне зависимости от содержания их собственных докладов – беспокоят два вопроса: экология и недостаточная правовая поддержка со стороны государства.
Рамки формирования общеэкономических показателей достаточно жесткие: на них влияют и регулярно ужесточаемые экологические стандарты, и возможность импортозамещения, крайне нежелательная для отечественных производителей. Это специально подчеркнул в своем выступлении Сергей Силантьев, начальник отдела строительно-дорожной и коммунальной техники Департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
По его словам, импорт спецтехники, особенно подержанной, требует жесткой дополнительной регламентации, согласований на всех уровнях и соответствия российским техническим требованиям. В противном случае гарантировать безопасность ее эксплуатации можно лишь условно. Поэтому попытку обновить российский парк спецтехники через импорт не получится, гораздо перспективней защищать интересы отечественного производителя.
Той же самой проблемы коснулся и Сергей Соломин, заместитель директора ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель», производителя отечественных полуприцепов. Как следует из его сообщения, утилизационный сбор и сертификация импортной подержанной техники в России отсутствуют до сих пор, в отличие, например, от Китая, и не требуют дополнительных расходов. И в то же время сертификация произведенной спецтехники в России обходится производителю недешево. Но импортный «бесплатный сыр» создает в перспективе целый ряд проблем, как то:
• необходимость утилизировать европейский промышленный мусор;
• потеря 40 тыс. рабочих мест с высокой добавленной стоимостью;
• потеря бюджетов всех уровней (не менее 200 тыс. руб.) на один полуприцеп;
• снижение отчислений в бюджеты всех уровней и возможность потребления у населения
• высокая доля ДТП;
• дальнейшая потеря отечественной технической компетенции;
• ухудшение экологической безопасности и ущерб окружающей среде.
Другими словами, идет прямое нарушение прав как отечественного производителя, так и потребителей готовой продукции, и в качестве ответных защитных мер предлагается следующее:
• запрет на ввоз импортных транспортных средств, бывших в употреблении;
• введение утилизационного сбора на полуприцепную (прицепную) технику;
• неукоснительное исполнение требований технического регламента сертифицирующими органами, а именно процедур оценки соответствия;
• проведение сертификации (технической экспертизы) на импортные транспортные средства, бывшие в употреблении.
Защита окружающей среды – вечно актуальный вопрос, его коснулись сразу несколько докладчиков. В частности, Евгений Пронин, директор по газомоторной технике и диверсификации ОАО «КАМАЗ», подробно рассказал о перспективах развития рынка газомоторного топлива. Если в 2012 году были созданы 20 моделей газомоторной автотехники на шасси «КАМАЗ» и первый опытный образец автомобиля «КАМАЗ» с двигателем в 320 л/с, то уже в 2014-м выпущено более 2000 единиц автомобилей и автобусов, более 80 моделей автомобилей и спецтехники на газомоторном шасси «КАМАЗ» для всех отраслей народного хозяйства и создано 37 сертифицированных сервисных центров.
Как следует из доклада Михаила Родионова, заместителя генерального директора «Rusmet.ru», отсутствие легального канала переработки подержанных автомобилей дает зеленую улицу так называемым «черным утилизаторам». Легальная переработка автомобиля во вторсырье весьма затратна, требуется целый ряд мер: извлечение остатков технических жидкостей, демонтаж электронного оборудования, переработка шин в резиновую крошку и т.д., что делает процедуру очень трудоемкой для автовладельца, которому проще сдать автомобиль за небольшую цену сомнительной фирме, получив от них фальшивую справку об утилизации.
Но в результате никем не контролируемой деятельности этих фирм на дороги выезжают неисправные ТС, создаются аварийные ситуации, приводящие к ДТП, а также наносится прямой ущерб окружающей среде. Ведь «черные утилизаторы» никогда не доводят процесс до конца с соблюдением всех технологий. Не представляющие для них интереса детали авто просто выбрасываются на свалку.
А что, в свою очередь, представляет собой и что дает рынку легальная полноценная система автоутилизации?
В перспективе сплошную выгоду: ресурс вторсырья для промышленности, новые рабочие места, улучшенную экологическую обстановку и – самое главное – безопасность движения.
Подводя итоги, можно сказать, что правовая поддержка разумных инициатив непосредственных производителей автоспецтехники (после озвученных ими же проблем) – вот то, что реально ожидается от государства. С этим выводом согласились все участники мероприятия.