Не все линейно в этом мире
Что такое пропорция? Это простейшая линейная зависимость. Она привлекательна, поскольку понятна. Любят пропорцию и маркетологи с журналистами. А вот и пример.
Появился новый японский автомобиль. А с ним и пресс-релиз. Помимо двигателя, кузова и электроники там хвалили комфорт в салоне. Далее цитата: «Как утверждают представители компании-разработчика, уровень шума в салоне новинки снизился на 6% относительно прежней версии автомобиля». Фраза подлинная. Забив ее в Google, вы легко найдете первоисточник.
Итак, маркетологи сочинили пресс-релиз, а журналисты его растиражировали. Откуда взялись эти 6%, совершенно непонятно. Как считали, по какой методике? Остается только догадываться. Впрочем, это не так уж и трудно.
В экспериментах, связанных со здоровьем и санитарными нормами, уровень шума измеряют специальными приборами – шумомерами. И снимают показания в децибелах (дБ).
Допустим, при движении со скоростью 100 км/ч на новой «японке» уровень шума снизился на несколько дБ – вполне реальный результат. Например, было 85 дБ, стало 80.
Не исключено, что маркетологи посчитали снижение шума пропорционально исходной величине. А именно вот так: (85–80) / 85 = = 0,0588. Умножив на 100 и округлив, получили те самые 6%.
Но при чем тут пропорции с процентами? Снижение шума происходит не линейно, не пропорционально, а по логарифмической зависимости.
Заглянем в Википедию на страничку http://ru-wiki.ru/wiki/Децибел. Для акустических замеров снижение шума на несколько дБ – это совсем другие проценты. Вот акустическая таблица:
6 дБ → в 2 раза,
9,5 дБ → в 3 раза,
12 дБ → в 4 раза,
20 дБ → в 10 раз.
И вот что из этой таблицы следует. Мы сделали салон тише, убрали 5 дБ и получили почти 50% снижения шума! Еще раз, медленно: не 6%, а без малого 50%!
Скажите честно: какие цифры лучше озвучить для клиента – 6% или 50%? Ответ ясен: конечно, 50%. Тем более, что 6% человеческое ухо вряд ли различит.
Вот так был «подан товар» – в ущерб себе. И все из-за любви к пропорциям. Не зря же говорят, что любовь зла.