Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

На трех китах

На трех китах

Еще со школьных лет в нашем сознании прочно укрепился стереотип – все, что держится на трех китах, – нереально, из области мифов и сказок. Но, оказывается, прочный и многолетний успешный бизнес может стабильно существовать на трех «китах», и пример этому – Группа компаний Schaeffler Group.

По данным немецких аналитиков, основную массу производственных компаний, связанных с автомобилестроением, выпуском комплектующих и запасных частей на конвейеры и вторичный рынок, составляют семейные компании. В этом отношении Schaeffler Group является классическим примером семейной компании с устойчивым положением на рынке. А зиждется этот успех как раз на трех «китах», роль которых играют компании, входящие в Schaeffler Group.

История Schaeffler Group началась, по сути, в 1946 году, когда братья Георг и Вильгельм Шеффлеры основали компанию INA (INA – Schaeffler KG, Herzogenaurach, Germany). Изначально они выпускали деревянные телеги, так как оккупационные власти резко ограничивали объемы металлообработки, опасаясь возрождения военной промышленности в послевоенной Германии. Но по-настоящему компания в ее современном виде родилась в 1949 году из идеи организовать производство сепараторных игольчатых подшипников, изобретенных Георгом Шеффлером, который придумал игольчатый подшипник без традиционной обоймы и фиксирующих колец. Его идея использования игольчатых роликов, оказавшаяся революционной для своего времени, нашла в наши дни настолько широкое применение, что выпуском подшипников марки INA сейчас заняты 35 заводов в различных странах. Все заводы группы сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов QS-9000, DIN-EN ISO 9001.

В начале 1950-х годов малошумящие подшипники INA стали поставляться на конвейере VW. В дальнейшем были освоены производства шариковых и роликовых цилиндрических подшипников качения, а в 1955 году – элементов линейного перемещения. С 1971 года INA развивает производство автомобильных компонентов – элементов гидравлических и механических приводов клапанов.

Группа INA зарегистрировала более 6300 патентов, 2000 из которых в настоящий момент в силе. Основной «конек» фирмы – производство игольчатых подшипников, линейных направляющих и специальных подшипников.

Наладив производство подшипников собственной конструкции, братья Шеффлеры обратили свое внимание на то, что возраставшая популярность «Жука» стала сдерживаться производственными возможностями фирм, поставлявших комплектующие на сборочные конвейеры. В значительной мере это касалось сцеплений. В 1965 году братья зарегистрировали компанию LuK, основной задачей которой был выпуск диафрагменных сцеплений к «Жуку». LuK – один из ведущих мировых производителей автомобильных сцеплений – была основана в городе Бюле (Шварцвальд). Она стала вторым «китом» будущей Schaeffler Group. За короткое время на заводах компании кроме сцеплений освоили выпуск сотен наименований узлов и агрегатов трансмиссии, гидросистем и системы тормозов. Сегодня каждый второй автомобиль в Германии и каждый четвертый в мире сходит со сборочного конвейера со сцеплением LuK. Фирма объединяет 6500 сотрудников, работающих на предприятиях LuK в Германии, Англии, США и других странах мира. Все заводы работают по единой технологии, используя при этом общую для всех предприятий LuK инженерную базу данных и принципы контроля качества продукции. 750 человек заняты исключительно проектированием и созданием новых систем в собственных проектных организациях LuK. На сегодняшний день компания имеет более 1000 патентов на изобретения в области сцеплений.

Ежегодно фирма производит более 12 млн сцеплений для автомобилей и тракторов, 3 млн двухмассовых маховиков, 3 млн систем «Lock up». Одно из производств – LuK Fahrzeug-Hydraulik, ранее принадлежавшее фирме Vickers, выпускает гидравлические системы, например, насосы ГУР, широко используемые производителями автомобилей высокого класса.

Концерн Volkswagen, для которого LuK поставляет двухмассовый маховик, присвоил фирме LuK звание «Поставщик года». LuK осуществляет поставки на сборочные производства Daimler-Benz, Ford, Volvo, Jaguar, BMW, Rover, PSA, Nissan, Ranault, Fiat, CNH и др. Среди российских потребителей комплектующих компании – АвтоВАЗ и «Группа ГАЗ».

Третья компания, вошедшая в состав Schaeffler Group в 2001 году, самая молодая в группе, но одновременно и самая старая. Она была основана еще в 1883 году в г. Швайнфурт, когда Фридрих Фишер изобрел машину для шлифования тел качения. По сути, он заложил основы всей современной технологии производства шарикоподшипников. За полуторавековую историю на заводах компании было освоено производство подшипников диаметром от 3 до 4,25 м. Сейчас марка FAG Kugelfischer является синонимом подшипников качения высшего качества. Подразделение FAG «Колесные подшипники» разрабатывает, производит и продает автомобильные комплектующие, отвечающие требованиям заказчиков – автомобилестроительных компаний. Комплекты ступичных подшипников и отдельные подшипники FAG для осей легковых и грузовых автомобилей отличаются особенной надежностью и безопасностью.

Объединившись в рамках Schaeffler Group, компании FAG и INA занимают сегодня второе место в мире в области производства подшипников качения.

С января 2002 года компания FAG вместе с компаниями INA и LuK образовали сильный союз – Schaffler Group. Совместно обе компании предлагают своим клиентам уникальный спектр продуктов. Schaeffler Group, располагая дополняющими друг друга программами компаний FAG и INA, предлагает широкую гамму подшипников качения практически для всех типов и марок автомобилей. Сейчас группа Schaeffler Group является одним из ведущих поставщиком комплектующих для автомобильной промышленности, машиностроения и авиационной техники. Но прежде всего руководство группы позиционирует ее как поставщика комплектующих узлов и агрегатов на конвейеры автомобилестроительных компаний. Это единственный сектор в программе компании, где представлены FAG, INA и LuK. Объем производства ОЕМ-программы превышает 50% от общего объема производства группы в секторе автомобильной промышленности. С другой стороны, стабильное присутствие Schaeffler Group на вторичном рынке обеспечивается широчайшей гаммой узлов, агрегатов и деталей, насчитывающей до 50 тыс. наименований. Большую роль в стабильном положении группы на вторичном рынке играет активная деятельность компании LuK-Aftermarket Service.

Компания, которая до июля 2002 года называлась AS Autoteile-Service GmbH & Co, а с 1 января 2009 года – LuK-Aftermarket Service oHG, была переименована в Schaeffler Auto­motive Aftermarket oHG, затем была проведена смена организационно-правовой формы. Сегодня компания называется Schaeffler Automotive Aftermarket GmbH&Co. KG. Сейчас она имеет отделения и представительства в 14 странах мира. С 1998 года такое представительство работает и в России. Испанский рынок обслуживает расположенная в Мадриде компания Schaeffler Iberia, s.l.u. На американском рынке группа LuK представлена фирмой Schaeffler Group USA Inc. в Веллей Сити недалеко от Кливленда, во Франции – Schaeffler France SAS, в Италии – Schaeffler Italia S.r.l. Центральное бюро и единый склад компании LuK-Aftermarket Service расположены в городе Ланген недалеко от Франкфурта-на-Майне. Через дистрибьюторскую сеть Schaeffler Automotive Aftermarket распространяется продукция под брендами LuK, INA, FAG для вторичного рынка автозапчастей: корзины сцепления, ведомые диски, выжимные подшипники, комплекты сцепления, тросы сцепления, маховики, насосы гидроусилителя руля, опорные подшипники, направляющие втулки выжимных подшипников, двухмассовые маховики, ролики ременного привода и их комплекты, шкивы генератора с обгонной муфтой, детали привода клапанов (рокеры, коромысла, гидрокомпенсаторы, устройства регулирования фаз газораспределения), ступичные подшипники и их комплекты, подшипники КПП, генераторов и стартеров.

Сегодня компания Schaeffler Group продолжает лучшие традиции немецкого семейного бизнеса – ею владеют представители следующего поколения семьи Мария-Элизабет и Георг Ф.В. Шеффлеры.

  • Леонид Круглов

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены