Там, где делают подшипники для двигателей
Какие детали в двигателе являются самыми важными? Ответ прост: подшипники скольжения – вкладыши коленчатого вала, упорные полукольца, втулки шатунов и распределительных валов. Именно они испытывают самые высокие нагрузки, но при этом во многом определяют надежность и долговечность двигателя. И они же первыми выходят из строя при нарушении правил эксплуатации, обслуживания и ремонта двигателя.
В современных двигателях стоит иногда более десятка подшипников. А это значит, что ежегодно только на новые двигатели устанавливаются сотни миллионов подшипников. При таких объемах их качество является приоритетом – любая, даже самая незначительная, доля брака выльется в тысячи досрочно вышедших из строя двигателей.
Но при этом удельная мощность двигателей постоянно растет – а это требует все новых материалов и технологий.
И для того чтобы совместить эти требования (качество и инновации), необходим целый научно-производственный комплекс – завод со своим исследовательским центром.
Вот почему подшипники скольжения разрабатываются и выпускаются главным образом на узкоспециализированных предприятиях, способных производить качественную продукцию, сложность которой непрерывно возрастает.
Пример такого успешного производства – компания KING Engine Bearings.
Король подшипников
Поставки подшипников марки King в Россию начались еще в середине 1990-х. Многие мотористы успешно используют их в своей работе.
Компания King расположена в Израиле и является известным в мире разработчиком и производителем подшипников скольжения для двигателей легковых автомобилей, грузовиков, морских, авиационных, резервных силовых установок, источников питания и других типов двигателей внутреннего сгорания.
Компания была основана на убеждении, что «любой продукт может быть лучше, а любой проект может быть улучшен». И этот принцип успешно реализуется уже много лет.
Вот уже более четверти века единственным продуктом компании King являются подшипники скольжения, причем линия продукции King очень широка и включает оригинальные шатунные, коренные, упорные подшипники, подшипники распределительных валов, а также специальный ассортимент высококачественных подшипников высокой грузоподъемности (high performance) для форсированных двигателей, которые работают во всем мире на всех типах двигателей – от легковых автомобилей до тяжелых грузовиков, гоночной техники и авиации.
История King – наглядный пример успешного семейного бизнеса. Все началось более полувека назад, в 1958 году, когда семья Zaslavsky в Израиле организовала компанию по производству запчастей для ремонта двигателей. И как говорится, «дела пошли».
Сегодня трудно найти автомобиль, для двигателя которого King не имеет подшипников для замены. И когда в компании говорят об «оригинальном качестве», это значит, что любой подшипник King будет работать так же хорошо или даже лучше, чем оригинал.
Успехов удалось добиться в результате узкой специализации и усилий в одном направлении. Именно поэтому сегодня компания King обеспечивает производство подшипников скольжения высшего качества из доступных на рынке.
Сертификаты King являются самыми высокими в отрасли. Так, компания является сертифицированным производителем по TS16949 (автомобильная промышленность) и AS9100 (аэрокосмическая промышленность), с производством по самым высоким стандартам контроля качества. Система менеджмента качества компании соответствует стандарту AS9100, который содержит все требования стандарта ISO 9001:2008, а также еще 80 дополнительных требований Международной группы качества аэрокосмической промышленности (IAQG – International Aerospace Quality Group).
Как это делается
Производственный процесс на фабрике King начинается с сырья и заканчивается упаковкой и доставкой готовой продукции – что гарантирует качество и контроль.
Как у поставщика оригинальных деталей для аэрокосмической промышленности, подход компании King к качеству основан на стратегии «нулевой ошибки»: появление брака в готовой продукции полностью исключено. Чтобы достичь этого, продукция непрерывно контролируется по всей цепочке производства.
При этом технологии компании разработаны для быстрой переналадки и позволяют начать производство новых подшипников с минимальными затратами на оснастку. Поэтому King может эффективно производить подшипники малыми сериями или даже нестандартные конструкции.
Все подшипниковые материалы, включая ленту для вкладышей, производятся непосредственно на фабрике King.
В самых суровых условиях
Линии высоконагруженных подшипников HP и XP специально разработаны для того, чтобы выдерживать высокие нагрузки и обороты современных гоночных двигателей, причем King предлагает самый широкий в отрасли выбор размеров, включая специальные варианты конструкции подшипников, что позволяет найти подшипники типов HP и XP для любых самых ответственных применений.
Все выше и выше
Компания King является также известным во всем мире производителем подшипников для авиационных поршневых двигателей. А как известно, в мире авиации качество, надежность и долговечность – самое главное.
Качество деталей авиационных двигателей контролируется на всех этапах производства. Таким требованиям удовлетворяет принцип «нулевой ошибки» и 100%-ного контроля, внедренный в компании King для производства всей ее продукции. Так что помимо широкого использования подшипников King на авиационных поршневых двигателях всех основных мировых производителей самолетов для малой и бизнес-авиации, автомобильная продукция King фактически производится по тем же «авиационным» стандартам качества, что и непосредственно авиационная.
Точно в цель
Bull's Eye Tolerance, или «Попадание точно в цель» – так в компании King описывается ультражесткий допуск на размеры подшипников.
При выполнении ремонта двигателей механики обычно сталкиваются с необходимостью компенсировать несоответствие толщины вкладыша с отверстием и валом в подшипнике – например, путем селективного подбора деталей с различными размерами, назначением специальных размеров на шейки вала при его обработке и т.д.
King снял это несоответствие путем использования современных процедур контроля качества. С использованием статистических методов контроля при производстве поддерживаются очень жесткие допуски на толщину вкладыша – не более 0,0025 мм (2,5 мкм). Это гораздо более высокие требования, чем у подавляющего числа других производителей, которые делают подшипники с толщиной стенки, изменяющейся обычно в 2,5 раза больше – в пределах до 0,006 мм.
Помимо этого, в компании были также разработаны технологии MaxFlange® и ProFlange®.
Как известно, если упорные поверхности коленчатого вала и упорные фланцы коренных подшипников начинают изнашиваться, коленчатый вал получает возможность двигаться продольно или «ходить», что вызывает его изгиб и неправильное действие сил. Пограничный износ ставит трудные вопросы – продолжать с ним эксплуатацию или исправить?
King является пионером в разработке решений для избыточного люфта, причем с развитием технологий MaxFlange и ProFlange компания ушла на два шага дальше других. Вместе обе технологии работают так, чтобы полностью решить проблемы большого осевого люфта коленчатого вала.
MaxFlange представляет собой технологию, используемую на всех подшипниках King. Секрет – в точно контролируемой ширине фланца. Все фланцы King (кроме стандартных) производятся на максимальную ширину, установленную оригинальным производителем, с допуском ±0,025 мм. Эта особенность MaxFlange является эксклюзивной разработкой King и сводит к минимуму или вообще устраняет необходимость ремонта незначительно изношенных коленвалов в пограничных ситуациях.
ProFlange представляет собой линейку подшипников, комплекты которых поставляются с фланцами значительно увеличенной толщины, позволяя шлифовать упорные поверхности коленвала в увеличенную на 0,25, 0,5 или 0,75 мм ширину в различных сочетаниях с ремонтными комплектами вкладышей. Это дает возможность использовать сильно изношенный коленчатый вал без восстановления или замены, что экономит время и деньги.
Практика показывает, что качество подшипников является необходимым, но недостаточным условием для нормальной работы отремонтированного двигателя. Для того чтобы правильно выполнить ремонт и обеспечить требуемую надежность и долговечность двигателя, необходимо не только иметь качественные детали и знать порядок работ, но и представлять принципы работы подшипников скольжения, а также уметь определять причины их неисправностей. Компания King имеет большой опыт в исследовании процессов, конструировании и диагностировании неисправностей подшипников. Но об этом – в следующей статье.
Леонид Лифшиц, King Engine Bearings