Опель «Баста»
Автопроизводитель General Motors уводит бренд Opel с отечественного рынка. Эксперты гадают, связан ли уход с ситуацией в российской экономике или же с ситуацией в самой General Motors. Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть, как шли дела у компании в последние несколько лет.
General Motors объявила о своих планах по изменению бизнес-модели в России. GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe. Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, а Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года.
«Изменение нашей бизнес-модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем, – говорит президент GM Дэн Амманн. – Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой».
«В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации», – отметил генеральный директор Opel Group Карл-Томас Нойманн. Завод GM Auto в Санкт-Петербурге прекратит производство автомобилей в середине 2015 года. GM планирует законсервировать завод. Помимо этого, контрактная сборка автомобилей на ГАЗе прекратится в 2015 году.
Совместное предприятие GM-AVTOVAZ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA текущего поколения. Рост в России бренда Cadillac, глобального премиального бренда GM, будет обусловлен большим количеством премьер новых моделей, которые состоятся в течение ближайших нескольких лет.
«Chevrolet и Opel будут плотно работать со своей дилерской сетью, чтобы определить последующие шаги, которые обеспечат исполнение своих обязательств перед владельцами автомобилей на будущие годы. Мы можем заверить наших клиентов, что будем продолжать исполнение гарантийных обязательств, а также поставку запчастей и сервисное обслуживание. Мы хотим поблагодарить наших клиентов и дилеров за лояльность маркам Opel и Chevrolet», – уточнил Нойманн.
«Нам пришлось принять решительные меры в России, чтобы защитить наш бизнес. Мы подтверждаем нашу цель по возвращению прибыльности европейскому бизнесу GM в 2016 году и будем придерживаться наших долгосрочных целей, определенных в стратегии DRIVE! 2022», – сказал Нойманн. К концу 2022 года компания планирует увеличить свою долю на европейском рынке до 8% и достичь прибыльности 5%.
В результате решения по изменению бизнес- модели в России, затраты на реструктуризацию составят около 600 млн долл. преимущественно в первом квартале 2015 года. Средства пойдут на кампании по стимулированию продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников. Около 200 млн долл. от общих затрат на реструктуризацию будут в неденежном выражении, было отмечено в сообщении компании.
Интересно, что американская пресса, ориентированная на широкий круг читателей, комментируя уход, связала остановку производства с присоединением Крыма и санкциями в отношении России. Полностью исключать данные факторы, конечно, не стоит, однако у автопроизводителя было немало причин для ухода. Проблемы с прибыльностью возникли не только на рынке РФ.
Женщина за рулем
Как указывает журнал Forbes, решение GM вписывается в рамки стратегии, предусматривающей более взвешенный финансовый подход. Ее разработала нынешняя CEO General Motors Мэри Барра. В январе 2014 года она стала первой женщиной в мире, возглавившей ведущий автомобильный концерн.
Кстати, в рамках данной стратегии Дэн Амман объездил предприятия компании по всему миру, чтобы оценить их деятельность с финансовой точки зрения. В результате российский рынок оказался далеко не единственным, откуда GM решила уйти.
За последние 15 месяцев автопроизводитель не раз объявлял об остановке деятельности в том или ином регионе. Компания собирается прекратить производство в Австралии и Индонезии, а также реструктуризировать операции в Таиланде. Действия должны сократить ежегодный убыток на 500 млн долл. и сэкономить 1,5 млрд долл. на инвестициях в ближайшие четыре года.
О планах ухода с индонезийского рынка было объявлено в конце февраля. Решение должно улучшить финансовые результаты на глобальном рынке. Причины закрытия предприятия, открытого еще в 1995 году, оказались те же, что и в России: рост стоимости сырья и ограниченный доступ к местным поставщикам автокомпонентов. Все вместе вело к росту издержек.
Завод был рассчитан на выпуск 7-местной Chevrolet Spin (что-то типа Zafira на российском рынке), в GM посчитали, что именно эта модель станет особо привлекательной для индонезийцев, однако надежды не оправдались. Spin не смогла обеспечить нужного уровня продаж для поддержания работы завода.
В конечном счете руководство объявило о начале «рыночно обусловленной трансформации». «Мы знаем, что решение расстроит наших трудолюбивых рабочих в Индонезии, мы поддержим нашу команду и местную общину», – дежурно пообещали тогда представители General Motors.
Покидает GM и рынок Австралии. Местным производителям оказалась не по зубам конкуренция с иностранными игроками. (см. «АБС-авто» № 10/2014). Правда, это государство покидают и Ford с Toyota к концу 2017 года. Хотя правительство постепенно сокращало объемы господдержки для предприятий, автомобилестроение так и осталось самым субсидируемым сектором.
Спорное решение
Мировые автопроизводители давно рассматривают Россию как многообещающий рынок. Однако регулирующие меры, предполагающие увеличение доли использования автокомпонентов российского производства, несут для концернов определенные финансовые риски. В то же время такие компании, как Ford Motor и Renault, подтвердили готовность работать в РФ. Наличие совместных предприятий с российскими фирмами делают уход проблематичным.
В этом плане с остановкой производства у GM проблем не возникло. В прошлом году компания продала на отечественном рынке 189 тыс. транспортных средств, что составило 15% от объемов реализации в Европе и 2% от глобальных продаж. Годом ранее показатели составили 288 тыс., 20 и 3 % соответственно. По оценке исследовательской компании RBC Capital Markets, решение General Motors положительно скажется на ее результатах в краткосрочной перспективе на фоне перераспределения финансовых потоков и планов по прибыли на 2016 год. Однако в долгосрочной перспективе уход может навредить концерну.
Исследователи отмечают, что, несмотря на текущую экономическую ситуацию, в будущем Россия обладает большим потенциалом для роста. Конкуренты из Ford пошли, к примеру, совершенно другим путем: они уже сейчас вкладывают в будущее восстановление экономики.
Единственным верным решением американцев можно назвать ставку на дорогие модели Cadillac, Corvette, Camaro и Tahoe. По итогам февраля рост продаж продемонстрировали дорогие бренды, включая Mercedes, BMW и Lexus.
Сами виноваты
Российские чиновники пока не склонны паниковать в связи с решением General Motors. «Чем меньше уровень локализации, тем сложнее выдерживать конкуренцию на рынке», – заявил глава Минпромторга Денис Мантуров «Интерфаксу». Минпромторг пока не наблюдает тенденций для ухода других мировых автоконцернов из России. «Все зависит от того, как будет складываться автомобильный рынок до конца года. Мы пока таких тенденций не наблюдаем», – сказал он.
«Что касается GM, то это изначальная ошибка в стратегии компании в части модельного ряда и уровня локализации. 25% – естественно, при сегодняшнем курсе рубля к иностранной валюте невозможность конкурировать с южно-корейскими компаниями, которые свой уровень локализации уже подняли свыше 50%», – добавил министр.
По его словам, это касается и немецкого концерна Volkswagen. Минпромторг считает, что решение GM было связано исключительно с экономической стратегией предприятия, а не с политикой.
С тем, что наиболее эффективной стратегией сегодня будет повышение уровня локализации, согласны и представители автокомпаний. Во всяком случае на состоявшемся 5–6 февраля в Татарстане Международном форуме автомобилестроения (TIAF supported by Automechanika) говорили именно об этом.
Ответом на сложные вызовы сегодняшнего дня должно быть не что делать, а как делать, сказал тогда исполнительный директор и первый вице-президент «Форд Соллерс» Адиль Ширинов. Прежде всего, необходимо развивать технологии. При этом надо понимать, что технология – это не отверточная сборка, а производство продукта с нуля. Для эффективного производства очень важна полномасштабная интеграция в экономику региона. Она подразумевает использование отечественных компонентов на всех этапах производства, от разработки сырья до конечного продукта. Ключевыми направлениями интеграции для Ford Sollers являются металлы, нефтехимия, литье и мехобработка. По состоянию на конец 2014 года общее количество поставщиков составило 70, из них 24 были из Татарстана, а уровень локализации превысил 40%.
Председатель правления Ассоциации европейского бизнеса Филипп Пегорье, со своей стороны, заявил, что с уходом GM из России освободится ниша для других автопроизводителей. «Больше места для тех, которые здесь производят», – сказал он, добавив, что в России есть другие иностранные производители.
Его слова подтверждаются инициативой «Форд Соллерс». Так, 19 марта компания распространила пресс-релиз, из которого следует, что она готова оказать поддержку клиентам брендов, покидающих рынок, при покупке нового автомобиля Ford, а также примет их на сервисное обслуживание в дилерские центры Ford.
Компания предложит дополнительную экономию в 50 тыс. руб. клиентам, приобретающим любой новый автомобиль Ford, сдавая в счет оплаты подержанный автомобиль любого бренда, прекратившего свою деятельность в России. «Форд Соллерс» также рассмотрит возможность расширения своего присутствия в регионах России путем сотрудничества с существующими дилерскими центрами брендов, уходящих с рынка, и приложит усилия, чтобы предоставить новые возможности как владельцам бизнесов, так и специалистам по продажам.
В этом году компания выведет на российский рынок как минимум четыре новые модели, включая Ford Mondeo, Ford Focus и Ford Fiesta. Данные автомобили специально адаптированы для российского рынка и имеют уникальные характеристики и опции, специально разработанные с учетом российской специфики и испытанные на дорогах командой специалистов R&D-центра «Форд Соллерс».
В этом году компания также начнет локальное произодство двигателей в России на новой площадке, построенной в Татарстане. «Форд Соллерс» полностью следует своим обязательствам по локализации и подтверждает план по достижению к 2018 году среднего уровня локализации производства в 60%. В прошлом году компания перешла на использование стали и другого локального сырья от местных поставщиков.
Как видно, уход GM пока не привел к паническим настроениям у других автопроизводителей. Наоборот, некоторые из них постараются нарастить свое присутствие за счет покинувшей рынок General Motors. Среди западных наблюдателей также нет единого мнения насчет того, связан ли уход с ситуацией в российской экономике или же с ситуацией в самой General Motors. Единственное, в чем они сходятся, – возвращение в Россию обойдется куда дороже, чем выход.