Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Оригинально!

Оригинально!

Рынок автокомпонентов – используемых как для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии, так и для производства автомобилей – бурно растет вместе с ростом масштабов производства автомобилей. В результате на рынке появилось множество изделий, считающихся оригинальными или нет, продающихся под известными и не очень торговыми марками (брендами) или являющихся контрафактной продукцией.

Попробуем разобраться в этой терминологии, чтобы облегчить потребителю выбор необходимой запчасти из множества предлагаемых продавцами вариантов.

Начнем с понятия «оригинальности» автокомпонента.

Словосочетание «оригинальная запчасть» для многих автомобилистов стало своеобразной гарантией качества продукции. При этом, в русском языке понятие «оригинальный», фактически, имеет два противоположных значения. Первое означает «необычный» или «не такой, как все», а второе – соответствует английскому слову «origin», от которого и произошло употребляемое в отношении запчастей понятие «оригинальный». Оно связано с происхождением изделия. Применительно к автокомпонентам и запчастям понятие «оригинальные» используют тогда, когда хотят показать, что они произведены для соответствующей марки и модели автомобиля на заводах самого производителя автомобиля. Иными словами – это собственная продукция производителя автомобиля или сделанная под его торговой маркой. Однако, с юридической точки зрения оригинальными можно считать все запчасти, которые сделаны производителями под своей зарегистрированной торговой маркой (брендом) на своих предприятиях или в их филиалах. При этом следует отличать зарегистрированную торговую марку компании производителя от его же товарного знака, которым маркируется (помечается) выпускаемая продукция.

Производство оригинальной детали непосредственно на заводах компании, выпускающих ту же марку и модель автомобиля, для которой он предназначен – это частный случай. На одну и ту же модель автомобиля самим производителем могут устанавливаться как компоненты собственного производства, так и других производителей.

И не факт, что неоригинальные – в общепринятом понимании – автокомпоненты хуже оригинальных. Специализация производителя автокомпонентов на выпуске тех или иных изделий для разных марок и моделей автомобиля нередко позволяет ему достичь самых современных характеристик для своей продукции.

Как соотносятся оригинальные и неоригинальные детали, и как это влияет на цену изделия – рассмотрим на примере автомобиля Тойота Карина Е. Цена переднего амортизатора в заводской упаковке с оригинальным заводским номером составляет примерно 5000 руб. Но, концерн Тойота почти всегда использует в производстве амортизаторы фирм Tokico или Kayaba. Цена тех же деталей в упаковке этих производителей 2000-2500 рублей. В два раза меньше! А есть еще Bilstein или Boge, которые не идут на конвейер Тойоты, но значительно дешевле изделий в ее заводской упаковке. Автокомпоненты всех этих производителей при более низкой цене ничем не хуже оригинальных тойотовских! Есть и третий уровень производителей, например,D-Japan. Несмотря на название, изделия производятся в КНР и не отличаются долговечностью. Однако, цена примерно в 1500 рублей, конечно, является для покупателя привлекательной.

Не удивительно, что покупатели очень часто приобретают не оригинальные для данной марки автомобиля запчасти!

Оригинальным изделиям на рынке противостоят контрафактные – неофициально производимые изделия под известной торговой маркой, либо импортируемые или продающиеся без соглашения с производителем. Контрафакт – это не всегда фальсификация торговой марки (бренда, названия), но всегда продукция, наносящая ущерб его правообладателям.

Такие случаи вовсе не редкость на рынке автокомпонентов. Например, в апреле этого года сотрудниками полиции в Удмуртии был выявлен факт продажи запчастей с признаками контрафактности некой торговой сетью. Цилиндры, тормозные барабаны и другие запчасти продавались под известной торговой маркой «Базальт».

http://izhlife.ru/crime/19678-v-magazinah-izhevsk...

Тут важно понимать что, поставляемые, например, самим «Базальтом» под своей торговой маркой изделия не будут контрафактом, даже если не известно – на каком предприятии и в какой стране они изготовлены, потому что сама компания декларирует, что это ее продукция и несет ответственность за ее потребительские качества.

Контрафактная продукция может быть опасна для потребителя тем, что по своим характеристикам и эксплуатационным показателям может не соответствовать уровню качества продукции того производителя, под торговой маркой которого она продается.

Во время выставки «Автомеханика-2012» я поинтересовался у некоторых производителей автокомпонентов: насколько актуальна и существенна проблема контрафактной продукции для них в России? Ответ компании Delphi мы размещаем в отдельной врезке.

А специалисты Denso сообщили мне, что их компания практически не сталкивалась с появлением на российском рынке неизвестной продукции под своей торговой маркой, но признали наличие проблем с восстановленной продукцией, произведенной компанией Denso для других рынков, и ввезенной в Россию без разрешения правообладателя.

На российском рынке такая контрафактная продукция нередко предлагается дешевле аналогичной, но продавец не может обеспечить выполнение декларированных компанией Denso гарантийных обязательств. А это наносит прямой ущерб как коммерческим интересам компании, так и ее репутации. Репутации, которая является результатом многолетних затрат сил и средств, и обеспечивающей устойчивый спрос на продукцию, прибыль изготовителя и налоговые платежи государству соответственно.

Как отличить контрафактную продукцию от оригинальной? Простым потребителям сделать это довольно сложно.

Низкая, не характерная для данного вида цена изделия; продажа его без товарного и кассового чеков «с лотка»; отказ продавца от возможного возврата товара; отсутствие надлежащей качественной упаковки и напечатанной (а не размноженной на копировальной технике) инструкции или описания на русском языке – все это признаки того, что вы имеете дело с продукцией сомнительного происхождения.

Несколько слов о юридических последствиях приобретения и установки неоригинальных или контрафактных автокомпонентов.

Современные производители автомобилей, как правило, дают на автомобиль соответствующую гарантию только в том случае, если его эксплуатация будет сопровождаться использованием собственных или рекомендованных ими изделий. При этом, компании убивают двух зайцев: избавляют себя от необходимости нести ответственность за некачественную продукцию третьих лиц и обеспечивают себе рынок сбыта собственной продукции. И – соответственно – дополнительные доходы. Конечно, покупателю часто приходится переплачивать за оригинальные запчасти и эксплуатационные материалы, но такие условия гарантии вполне законны.

Как и отказ продавца или производителя от гарантийных обязательств в случае, если причиной поломки явилось имевшее ранее место нарушение предусмотренных заводом-изготовителем технологии сервисного обслуживания, ремонта или условий эксплуатации.

А как быть, если сломалась не оригинальная деталь? Очень просто: требовать ее замены в установленный законом срок от продавца или исполнения гарантийных обязательств от производителя этой детали.

В случае, если поломка или ДТП произошли из-за установки на автомобиль контрафактной запчасти, то ответственность за причиненный материальный и моральный вред должен нести продавец такой продукции.

Отдельно стоит упомянуть подделанную и просто некачественную продукцию, и обман покупателя – когда под видом качественного продукта покупателю предлагается нечто похожее на него. Например, много проблем доставляет автомобилистам продажа бензина несоответствующего качества, который буквально убивает двигатели современных автомобилей. И в этом случае ответственность перед покупателем за проблемы с автомобилем должен нести розничный продавец топлива.

Владимир Боголюбов

Журнал «АБС-авто» © 2020, все права защищены