SCHER-KHAN – враг угонщиков
Не может быть ничего более соблазнительного для угонщика, чем припаркованный в сторонке автомобиль, да еще и с включенным двигателем. Казалось бы, чего проще – открыл дверь, снял машину с «ручника», и вперед. Но…
Но из этого не выйдет ровным счетом ничего. Более того, угонщику предстоит знакомство с Шер-Ханом. Нет, слава богу, не со знаменитым бенгальским тигром, а с его тезкой родом из Москвы. Если говорить точно, тезку зовут SCHER-KHAN Logicar 4.
Появление этой системы обусловлено постоянно развивавшимся отставанием охранных систем от самих автомобилей. Дело в том, что за последние годы автомобиль превратился, по сути, в быстродействующий компьютер с развитой сетью периферийных устройств. Это многочисленные датчики, передающие информацию в центральный процессор, и исполнительные механизмы, преобразующие управляющие импульсы в команды для систем ABS, ESP, ESR и др. Все управление основными узлами и агрегатами стало цифровым, а большинство охранно-противоугонных систем (ОПС) оставалось аналоговым, проще говоря – несовместимыми с бортовыми вычислительными комплексами. Чтобы «научить» их «понимать» друг друга, был разработан внешний CAN-модуль. Однако большинство ОПС, предназначенных для установки в автомобили, снабженные CAN-шинами, выходило за рамки бюджетных.
Среди компаний, разработавших линейку бюджетных систем, – «Мега-Ф». За последнее время она предложила две модели: SCHER-KHAN Logicar 3 и SCHER-KHAN Logicar 4. Разница между ними состоит в наличии у «четверки» функции автоматического запуска двигателя. Мы поговорим сегодня именно об этой системе. Система SCHER-KHAN Logicar 4 была установлена на один из редакционных автомобилей и прошла полугодовой тест.
Новая охранно-противоугонная система оснащена криптостойким алгоритмом кодирования радиосигнала Magic Code™ Pro 2, в котором применено блочно-потоковое шифрование всего отправляемого в радиоэфир пакета. При этом сами ключи в открытый эфир не передаются в отличие от большинства существующих систем кодирования радиосигнала. Тем самым делается абсолютно бессмысленной любая попытка перехвата кодовых посылок.
Кроме этого, в системе SCHER-KHAN Logicar 4 есть функция исправления ошибок, которая позволяет ей уверенно принимать искаженные городскими помехами команды, распознавать их и исполнять.
Противоугонные свойства SCHER-KHAN Logicar 4 (впрочем, как и SCHER-KHAN Logicar 3) могут быть резко усилены, если активировать персональный диалоговый режим снятия системы с охраны. При активации этого режима потребуется ввести код. То есть алгоритм снятия системы с охраны будет выглядеть следующим образом. Сначала нажимается кнопка снятия с охраны, система воспринимает команду, но двери остаются запертыми и охрана не снимается. Требуется посредством кнопок на том же брелоке ввести персональный код, который устанавливает сам владелец. При необходимости изменить код будет достаточно просто, никаких ограничений на количество изменений нет. Режим эффективно защищает как от попыток сканирования и электронного взлома, так и в случае кражи брелока. Поскольку, даже заполучив брелок, воры без знания кода снять автомобиль с охраны не смогут. Данная особенность – защита автомобиля в случае кражи брелока – свойственна только охранным системам SCHER-KHAN.
Наравне с этими функциями большим преимуществом системы SCHER-KHAN Logicar 4 является наличие встроенного модуля согласования с цифровым информационными шинами CAN и K-line современных автомобилей. Таким образом, система может работать в SLAVE-режиме, что позволяет управлять ею с помощью штатного брелока, в том числе интегрированного с ключом зажигания. Кроме того, наличие такого модуля позволяет устанавливать систему на автомобиль с минимальным вмешательством в его штатное электрооборудование и системы бортовой электроники.
Кстати, поговорим об установке системы. Компания «Мега-Ф», разработчик системы SCHER-KHAN Logicar 4, одновременно с ее разработкой подготовила более 1200 технологических карт монтажа системы практически в любые автомобили. Эта операция до предела упрощена благодаря наличию у охранного блока стандартного USB-разъема. Например, установка системы в автомобиль Skoda Fabia Combi заняла менее четырех часов.
В автомобиль была установлена охранная система SCHER-KHAN Logicar 4, дополненная GSM-модулем PHARAON YG40. Последний предназначен для оповещения о срабатывании охранной системы, дистанционного блокирования двигателя и управления сервисными устройствами по сети GSM-связи. Возможно применение модуля в качестве самостоятельного прибора для оповещения о несанкционированном использовании транспортного средства. Одновременно PHARAON YG40 может служить и в качестве встроенного телефона, принимая входящие и осуществляя исходящие телефонные звонки с собственной SIM-карты. Связь проводится в громкоговорящем режиме.
PHARAON YG40 управляется с мобильного телефона владельца. Модуль в штатных режимах общается с владельцем посредством SMS-сообщений. А в случае угрожающих ситуаций он может еще и позвонить, привлекая дополнительное внимание.
Кроме того, PHARAON YG40 располагает собственным реле блокировки двигателя, которое используется в специальном противоугонном режиме Anti Car-hijack.
Стоит также упомянуть режим прослушивания салона автомобиля. Он, как и прочие функции, в PHARAON YG40 активируется владельцем с мобильного телефона (при возникновении тревоги данный режим включается автоматически). Остается просто набрать на телефоне номер GSM-модуля и послушать, что происходит в салоне охраняемого автомобиля.
Большая часть испытаний пришлась на позднюю осень и зиму, что позволило максимально детально познакомиться с функцией дистанционного запуска двигателя. Должен отметить, что от других испытанных систем SCHER-KHAN Logicar 4 отличается минимальным временным импульсом запуска, который контролируется по тахометру. Точность отсечки стартера после набора заданных оборотов составляет всего 35 мс, что примерно в 7 раз меньше реакции водителя при выполнении процедуры запуска вручную. О чем это говорит? О том, что стартер практически не перегружается и прослужит очень долго! Функция выбора длительности работы двигателя на холостых оборотах, реализуемая в брелоке, позволяет устанавливать длительность прогрева в зависимости от температуры окружающего воздуха. Своеобразный рекорд дальности запуска двигателя в городских условиях – около 600 м, при этом автомобиль находился на четвертом этаже многоэтажного блочного гаража.
Можно отметить, что система автоматического запуска двигателя обладает различными параметрами настройки. Возможен однократный запуск по таймеру, периодические пуски каждые 8, 4 или 2 часа. При программировании пусков также можно задать дополнительное условие: температуру в салоне или падение напряжения аккумуляторной батареи ниже 11,5 В.
Первые дни потребовали повышенного внимания к процедуре остановки двигателя и выключения зажигания. Дело в том, что обеспечить последующий дистанционный запуск двигателя возможно только при строгом соблюдении последовательности постановки рычага АКПП в положение «паркинг», включения ручного тормоза, снятия ноги с педали ножного тормоза и выключения зажигания. Только в этом случае процедура признается правильной (что подтверждается одним звуковым сигналом брелока) и возможен последующий дистанционный запуск двигателя. Данная процедура резервирования автозапуска вызвана соображениями безопасности, поскольку она полностью исключает самопроизвольное движение автомобиля.
В первое время в работе системы отмечалась подача ложного сигнала датчика удара. Вероятно, датчик фиксировал небольшую упругую деформацию обшивки салона, которая происходила во время остывания автомобиля после длительной езды с относительно высокой температурой в салоне. Это объяснялось повышенной чувствительностью датчика, после загрубления которой датчик «успокоился».
С самой лучшей стороны проявил себя GSM-модуль. Он не только надежно контролировал местоположение автомобиля и обеспечивал дистанционный контроль состояния его основных систем, но и позволял вести телефонные разговоры из салона в режиме handsfree с набором номера абонента с дистанционного пульта, входящего в комплект модуля.
В целом первые месяцы эксплуатации системы показали ее достаточную надежность и функциональность, однако с наступлением теплых дней в середине апреля повторилась ситуация с ложным срабатыванием датчика удара, но теперь это происходило, к сожалению, в вечерние и ночные часы, когда нагревшийся за день автомобиль остывал. Согласитесь, не лучшая ситуация: ночью ведь так хочется спать!
Итак, позади полгода испытаний охранно-противоугонной системы SCHER-KHAN Logicar 4. Что они показали? Несмотря на некоторые шероховатости, ее следует считать вполне работоспособной, тем более что отмеченные недостатки могут быть оперативно устранены самостоятельной регулировкой чувствительности датчика. В феврале 2012 года было полностью обновлено программное обеспечение систем SCHER-KHAN Logicar 3 и SCHER-KHAN Logicar 4, что резко повысило их надежность. А высокая чувствительность датчиков объективно считается не недостатком, а достоинством. Мы пробовали одну из первых систем, с тех пор многое изменилось и в их конструкции, и в технике монтажа. Что ж, предстоят испытания и этих новинок. Поездим – посмотрим – напишем.