OSRAM – производитель света № 1. Статья шестая
Начало в № 11/2017, 1, 3, 5, 6/2018
Прошлую, пятую статью, посвященную автомобильным источникам света, заканчивали обещанием познакомить читателей с программой «OSRAM Trust». Выполняем обещанное.
Чтобы сразу расставить все точки над i, сообщаем, что программа OSRAM Trust действует только в отношении ксеноновых источников света. Она рассчитана на защиту продукции OSRAM от подделок. Понятно, что такие совершенные источники света не дешевы, поэтому желающих их подделать предостаточно. Осенью 2015 года компания предложила рынку программу, с помощью которой потребитель может проверить, является ли приобретенное изделие продуктом OSRAM. Как это работает?
Купив лампу, покупатель заходит на сайт компании, открывает программу OSRAM Trust и вводит оригинальный семизначный код, который нанесен на упаковке продукции (фото 1). В ответ программа высвечивает код, который должен быть указан на цоколе лампы (фото 2). Если он совпадает с тем, который указала программа, – все прекрасно, эту лампу абсолютно спокойно можно устанавливать на место ее работы.
Если такого соответствия кодов не произойдет – следует обратиться в компанию OSRAM с помощью любого средства коммуникации. Специалисты еще раз проверят изделие на принадлежность производителю и в зависимости от результата исследования предложат решение проблемы.
Еще раз напомним, что программа OSRAM Trust работает только с ксеноновыми источниками света.
Это совсем не означает, что покупатели галогенных источников света OSRAM лишены возможности проверки ламп на подлинность. При возникновении сомнений потребитель может сделать фотографию изделия и отправить ее в компанию. Фото будет передано техническому специалисту, который изучит снимок и должным образом отреагирует на запрос.
Заканчивая разговор о названной программе, следует сказать, что какая-то совершенно незначительная часть ксеноновой продукции может быть недоступна для контроля проверки с помощью программы OSRAM Trust. Речь идет об изделиях, произведенных до ее внедрения (ранее осени 2015 года). Не исключаем, что какое-то количество таких ксеноновых ламп может еще хранится на каких-нибудь складах. Такие изделия проверяются на подлинность, как и раньше: потребитель фотографирует лампу и отсылает фото в компанию. После проверки изделия техническим специалистом компания выносит вердикт о принадлежности продукта компании OSRAM. Идем дальше.
Обратим внимание на новую категорию продуктов, на светодиодные источники света. Вспомним, что знакомство с продукцией OSRAM начиналось с галогенных ламп. Продолжилось ксеноновыми источниками света. Пришло время познакомиться с продуктами компании, имеющими ряд преимуществ по сравнению как с галогенными, так и с ксеноновыми лампами со светодиодными источниками света. Они, безусловно, являются очень современными и эффективными источниками света. Итак, светодиоды, их достоинства и возможности. Если сравнивать светодиодный источник света даже с ксеноновым, то он (светодиод) будет в серьезном выигрыше перед последним и по сроку службы, и по световой яркости, и по другим качествам. Каким? Светодиодные технологии лишены ограничений по уровню цветовой температуры. А это открывает перед производителем небывалые ранее дизайнерские возможности в разработке ламп любой цветовой палитры.
Иными словами, светодиодные технологии стали венцом многолетних поисков производителей источников света в универсальной технологии, способной производить источники света под любые пристрастия потребителя. Светодиодный источник света смог преодолеть все барьеры, свойственные галогенным и даже ксеноновым образцам (фото 3).
Но и это еще не все, что сегодня может светодиод в автомобиле. Технология RGB (светодиодная продукция для тюнинга) с помощью мобильного приложения OSRAM в режиме реального времени позволяет потребителю выбрать и перенастроить свет на новые цвета и оттенки. Здесь уже можно говорит о том, что современная светодиодная лампа способна генерировать автомобильный свет любого цвета, который только существует в природе. Но об этом позже.
Вернемся к светодиодной лампе. Рассмотрим, в чем состоит ее преимущество по отношению к галогенной или ксеноновой. В первую очередь это увеличенные, по отношению к галогенным и ксеноновым лампам, световые потоки и сроки службы. Если ксеноновая качественная лампа в среднем прослужит 4 года, то светодиодная – в среднем более 5 лет.
Чем обеспечивается такая надежность светодиодных ламп? Вспомним причины недолговечности галогенных ламп. Главная из них – весьма низкая виброустойчивость нити накала и ее же очень сильная зависимость от напряжения. Вспомним, что стоит поднять напряжение всего на 5% от номинального, и срок службы такой лампы снизится в 2 раза. Стоит ли говорить, что будет, если напряжение окажется на 10% выше от номинального? Таким образом, срок службы галогенной лампы сильно зависит не от самой лампы, а от условий эксплуатации в автомобиле (напряжения и уровня вибраций, которому подвержена нить накала). Ксеноновая лампа нити накала лишена, поэтому она намного надежнее по сравнению с галогенными лампами. Однако и подобные источники света имеют свой предел в работе. Со временем электроды, между которыми образуется световая дуга, имеют свойство так же деградировать: металл электродов расплавляется, расстояние между ними увеличивается, что приводит к постепенному выходу лампы из строя, так как световая дуга становится менее стабильной.
Всего этого лишены светодиоды. К их достоинствам, помимо уже названных, следует относить надежность, долговечность и экологичность. Производство светодиода не требует применения ртути, которая используется в ксеноновых лампах типа D1 и D2. Также безусловным достоинством таких ламп является их существенно пониженное (на 80%) энергопотребление. Единственный минус, который имеет светодиод, это высокая чувствительность к повышенной температуре. Успешную работу светодиодных ламп обеспечивает хороший отвод тепла. Ухудшение охлаждения лампы приводит к ее поломке.
Ни для кого не является секретом, что китайские светодиодные лампы весьма далеки от совершенства. И в первую очередь потому, что в них установлены компоненты, не обеспечивающие требуемый отвод тепла. Где и кем они изготовлены – тайна, покрытая мраком. Но даже невооруженным глазом можно заметить, что они (такие компоненты) значительно отличаются от продукции известных производителей по многим признакам и в худшую сторону: необработанные края лопастей вентиляторов, неряшливая пайка соединений, некачественный металл, плохая конструкция радиаторов и т. д. А ведь, как уже отмечали: правильный отвод тепла от светодиодной лампы – необходимый фактор ее долголетия.
Светодиодные (как и все остальные) лампы OSRAM, прежде чем попасть на сборку автомобилей, проходят массу проверок. При изготовлении используются качественные: материалы, кристаллы, различные компоненты, применяется надежная пайка и т. д. Лампы тестируются в различных термических условиях: при температурах от – 40 до +80° С. В результате автопроизводители и потребители получают надежную и долговечную лампу.
OSRAM как самостоятельный производитель светодиодов обеспечивает линии по изготовлению ламп собственными светодиодами, не закупая эти компоненты на стороне. Недавно построенный завод в Малайзии по производству светодиодных источников света подтвердил стратегию компании в полной автономности в производстве светодиодной продукции.
Стоит остановиться на некоторых нюансах производства и продвижения светодиодных источников света – это важно. Потребители лампочек фар головного света не всегда разбираются в тонкостях этого вопроса и спрашивают: можно ли устанавливать светодиодную лампу головного света на их автомобили? Ответ: если речь идет об автомобиле, который сошел с конвейера с фарами, оснащенными не светодиодным освещением, то по закону этого делать нельзя. А вот на автомобиле, который начал свою жизнь с фарами, оснащенными светодиодами, – пожалуйста! Почему это так? Давайте узнаем.
Такая замена, по существу и по закону, является действием, которое в юриспруденции трактуется, как «ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КОНСТРУКЦИЮ АВТОМОБИЛЯ». Это может привести «конструктора» к материальным издержкам в связи нарушением закона. А есть ли реальная опасность для жизни, здоровья человека или самого транспортного средства от такого «вмешательства»? Об этом – позже.
Есть у OSRAM светодиодная линейка продуктов под названием «Вспомогательное освещение», которыми можно заменить стандартные лампы накаливания. В такую группу входят лампочки наружнего освещения: задних фонарей, габаритных огней, поворотников, освещения номерного знака и др. А также лампочки освещения салона. Много об этом говорить не будем, лишь сообщим, что OSRAM такими источниками света покрывает 80% всех типов вспомогательного освещения.
Допустим, что на машине какого-то автовладельца установлена лампа накала C5W. Он решил заменить ее на светодиод. OSRAM может предложить ему на выбор две линейки продуктов: линейка PREMIUM (фото 4) и STANDARD (фото 5). Обратимся к их цветовым особенностям. Они позволяют потребителю выбрать цвет светодиодного света. Владелец авто может купить светодиод с цветовой температурой 4000° К – это теплый белый свет, который можно себе представить, как желтоватый свет при комнатном освещении, в вечернее время после работы. А может приобрести лампочку COOL WHITE со световой температурой 6000° К, которая светит идеальным чистым белым светом. Есть еще и другие варианты: оранжевого света, зеленого, красного, или даже синего. Стоит отметить, что обе линейки имеют вышеописанные цвета в своем ассортименте (фото 6).
Так чем же отличаются варианты PREMIUM от STANDARD? Они хорошо заметны при визуальном сравнении. Внешний вид светодиодов линейки PREMIUM более элегантен. Отличаются лампы также и световыми потоками. У линейки PREMIUM он выше. Существуют и различия по сроку службы: у PREMIUM – 6 лет гарантии, у STANDARD – 4 года. В остальном лампы дублируют друг друга.
Вниманию читателя! Правила использования светодиодных источников света сегодня таковы: устанавливать светодиодные лампы внутри автомобиля можно без ограничений, а снаружи установка светодиодных ламп запрещена! Почему? Вопрос непростой и базируется он на двух точках зрения: закона и морали. С точки зрения морали все лампы OSRAM способны работать, не нарушая безопасности транспортного средства и ПДД.
Однако сертификацию они не проходят, соответственно, эксплуатировать светодиодную лампу на дорогах общего пользования запрещено. Закон, в лице Европейской комиссии, во всяком случае пока этого не допускает и даже не создает таких стандартов. Почему? Ответа нет, хотя рынок, как и основные известные производители источников света, к этому уже давным-давно готовы.
В портфолио OSRAM также присутствуют линейка светодиодных дневных ходовых огней. Поговорим об этом. В России закон об использовании дневных ходовых статей появился в 2010 году. Его лоббировали Скандинавские страны, и они были первыми, кто узаконил применение дневных ходовых огней на дорогах общего пользования. В этих странах после принятия соответствующего закона и обязательного оснащения всего автопарка этими устройствами количество ДТП заметно снизилось. В дальнейшем этот опыт был распространен и на другие европейские страны, хотя рекомендации по времени обязательного использования дневных ходовых огней на дорогах общего пользования для разных государств могут отличаться.
В чем же преимущество светодиодных ходовых огней OSRAM по отношению к галогенным или ксеноновым? Ответов будет три. Первый. Часто потребитель заявляет: зачем мне светодиодные ходовые огни, если я могу ездить на машине, просто включив ближний свет? И окажется неправ. За разъяснением обратимся к конструкции автомобильного света.
Всем известно, что световой поток источника ближнего света направлен вниз, чтобы никого не слепить. А для дневного времени эксплуатации ТС нужен другой свет, который должен проецироваться на уровне человеческого глаза и тем самым усиливать заметность автомобиля в дневное время суток. Но для этого свет должен быть гораздо менее ярким, чтобы также не ослеплять водителей встречных автомобилей и пешеходов, переходящих (или перебегающих) дорогу днем.
Второй ответ лежит в экономической плоскости. Анализ практики эксплуатации разных источников света показывает такие цифры: галогенная лампа в среднем работает 500 часов, а светодиодная (тоже в среднем) – 10 000! Имеем 20-кратную выгоду, еще и при 5-летней гарантии. Если же владелец авто будет день и ночь ездить с включенным ближним светом, то он будет обречен на систематические приобретения ламп ближнего света и на работы по их замене.
Третье преимущество светодиодов заключается в значительном выигрыше по энергопотреблению таких источников света. Попробуем «прикинуть»: что это дает автовладельцу. При постоянной эксплуатации ближнего света две галогенные лампы потребляют электроэнергию суммарной мощностью в 140 Вт, а две светодиодных лампы ходовых огней вместе потребляют энергию величиной в 40 Вт.
Заметим, что светодиодные фары дневных ходовых огней OSRAM полностью сертифицированы. Для чего? Человек не меняет в фаре галогенную лампу на светодиодную, а устанавливает целиковую фару, которая, в свою очередь, прошла сертификацию. А если фара сертифицирована, то устанавливать ее в автомобиль с точки зрения закона можно.
В программе OSRAM есть два продукта светодиодных дневных ходовых огней: LEDriving LG (LEDDRL102) (фото 7) и PX‑5 (LEDDRL301) (фото 8). По своим качествам они мало чем отличаются друг от друга. Первый LEDriving LG, который обладает оригинальной светящейся спиралькой вокруг корпуса, ненамного дороже второго. Он имеет улучшенный дизайн и повышенную пятилетнюю гарантию.
У PX‑5 дизайн попроще, он состоит из пяти небольших точечных светодиодов и имеет не 5-летнюю, а 3-летнюю гарантию. В остальном оба продукта идентичны по размерам, уровню яркости и светораспределению. Различия только в дизайне и в гарантийном сроке.
Следующую линейку продуктов OSRAM представляют светодиодные противотуманные фары и лампы LEDriving. Но об этом – в следующий раз.
Продолжение следует