«Плесните алюминия...»
За досужими разговорами о дряхлеющем Западе и невиданном подъеме китайской экономики, о выводе заводов с территории европейских стран и дешевой рабочей силе в Юго-Восточной Азии забывают о главном: промышленные предприятия в западных странах как работали, так и работают, и сворачивать производство не собираются. И снижать знаменитое немецкое качество не собираются тоже.
Июнь этого года, ближайший пригород Нюрнберга. Передо мной завод по производству поршней марки Nüral®, входящей в брендовую линейку одной из крупнейших мировых корпораций.
Nüral® – это аббревитатура. Что по-немецки, что по-русски, она расшифровывается одинаково: Нюрнберг алюминий. Какие проблемы? Да никаких... В двух шагах от предприятия второй по величине город Баварии. Экологических претензий у города нет: у ворот завода дышится, как на подмосковной даче, а в цехах – не хуже, чем в московских офисах.
Рабочая сила? Да, она недешева. Штат завода – 776 человек. На территории мы видим и европейские, и азиатские лица. Но это не приезжие гастарбайтеры, а граждане Германии, жители Нюрнберга. Их зарплата вполне соответствует ценам в магазинах города.
Итак, поршни... Производственная программа расписана как по нотам: моторы Audi – 63%; дизели Daimler – 17%; бензиновые двигатели Daimler – 15%; BMW – 1%. На долю больших грузовых моторов приходится 4%. Ежедневно здесь появляется на свет 36 тыс. поршней, а всего в этом году их выпустят 12 млн штук.
А начинается поршень с жидкого алюминия, который регулярно привозят на завод в больших коробах-термосах. На одном грузовике размещается три таких термоса, и в каждом плещется 5 т расплавленного металла.
Откуда алюминий? Из Австрии, вестимо. Впрочем, из Германии тоже. Несколько поставщиков, оптимизированная логистика, бесперебойное снабжение.
При транспортировке температура металла ежечасно падает на 10°C. Температура заливки в термос – 840–850°C. Таким образом, на плече подвоза в 250–300 км потери температуры составляют порядка 50°C, но это не страшно – алюминий можно подогреть тут же на заводе. Есть и «внутренние резервы» – до 30% потребляемого металла завод плавит «с нуля» в собственных печах.
Почему я рассказываю об этом столь подробно? Да потому что вот они, пресловутые немецкие четкость и педантичность. А вы попробуйте по-другому поработать с расплавленным алюминием – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год! Так начинается качество. И продолжается в точном литье, прецизионной механической обработке, строжайшем контроле.
А первая фраза технолога, произносимая за воротами завода, – «Плесните алюминия» – вселяет уверенность: слухи о близкой кончине европейского производителя автомобильных компонентов явно преувеличены. Так что не Китаем единым…