Первый автосервисный журнал
Издается с 1997 года

Страна ФильтроMANNия

Страна  ФильтроMANNия

О цифрах, планах и товарном знаке

Когда Адольф Манн и Эрих Хуммель создавали в 1941 году небольшую производственную фирму, они и мечтать не могли, что 70 лет спустя с их фамилиями будет связан каждый десятый фильтр в мире. Тем не менее, так оно и получилось.

MANN+HUMMEL сегодня – это ведущий европейский производитель фильтров и систем фильтрации, выпускающий продукцию для нескольких отраслей. Поэтому в компании действуют четыре подразделения: два автомобильных (OEM и афтемаркет); индустриальной фильтрации; промышленной фильтрации воды.

Но главное направление – автомобильное, и оно непрерывно развивается. Планируется, что к 2018 году все производство поделится на три равные доли: треть мощностей будет работать на автомобильные конвейеры, треть на рынок запчастей, и лишь треть – на индустриальный сегмент. А географические устремления таковы: половина выпускаемой продукции направится в Европу, четверть в Северную и Южную Америку и четверть – в Азиатский регион.

Автомобильный ассортимент группы MANN+HUMMEL включает:

• все виды воздушных, масляных, топливных и салонных фильтров;

• системы фильтрации в сборе и впускные коллекторы;

• фильтры для очистки масла в автоматических КПП;

• фильтры для дизельного топлива с автоматическим подогревом;

• системы предварительной фильтрации (PreLine) для удаления воды и загрязнений в дизельном топливе;

• фильтры-адсорберы для удаления влаги в пневматических тормозных системах;

фильтры для очистки антифриза в системе охлаждения двигателя и некоторые другие позиции.

Типоразмеры, или как их еще называют, уникальные артикулы фильтров охватывают 95% мирового автопарка. Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, а также специальная и внедорожная техника – бульдозеры, скреперы, экскаваторы, карьерные самосвалы и прочие колесные и гусеничные машины.

Предприятия компании работают почти в 60 странах мира. Это лаборатории, испытательные и учебные центры, а также более 35 производственных площадок. «Более» означает, что некоторые объекты сейчас достраиваются или вводятся в строй. Но уже сегодня объемы производства превышают 500 млн фильтров в год. Вдумаемся: это 16 фильтров в секунду.

Что касается финансовых показателей, они таковы: к 2018 году MANN+HUMMEL планирует увеличить товарооборот до 3,4 млрд евро – это как минимум. К слову, в 2012 году оборот составил 2,62 млрд евро.

Налицо здоровые амбиции, стремление к росту. Чтобы его обеспечить, группа вкладывается в инновационные технологии и строит новые производственные площадки. Примеры – недавнее открытие завода салонных фильтров в баварском городе Химмелькрон и запуск дополнительных линий на заводе в Зоннеберге (Тюрингия). В ближайшее время компания модернизирует штаб-квартиру в Людвигсбурге и создаст новый R&D-Центр (Research and Developmen Centre). А откроют его в 2016 году – этакий скромный подарок к собственному 75-летнему юбилею.

Рассказ о производстве без посещения предприятий был бы скуп. Поэтому визит на заводы MANN+HUMMEL в городах Марклькофен и Людвигсбург оказался как нельзя кстати. Но прежде чем отправиться в путь, сделаем важное замечание.

Зарегистрированный товарный знак продукции компании – MANN-FILTER. Пишется именно так, прописными буквами и через дефис. Любые другие варианты, типа «фильтры MANN+HUMMEL», «фильтры MANN» и т.д. являются неправильными. Что касается названия статьи, это просто каламбур, юридической силы не имеющий. Простим автору.

Марклькофен: OEM, «вторичка», кадры

Завод в Марклькофене – самый крупный в мире из профильных предприятий. Основанный в 1962 году, он работает как для конвейеров большинства автозаводов Европы, так и для рынка запасных частей. Здесь выпускают «классику жанра» – масляные, воздушные, топливные и салонные фильтры.

Кто сегодня в числе OEM-партнеров компании? Проще ответить, кого там нет. Перебирая латинский алфавит, начнем c Audi и закончим Volvo, охватив не только «немцев» со «шведами», но и «французов», «итальянцев», «японцев» и «корейцев». Встретятся там и «непростые» партнеры: Rolls-Royce, Porsche и Lamborgini.

Изделия для афтемаркета имеют качество OEM, поскольку выпускаются на тех же линиях и из тех же материалов, что и конвейерная продукция. А на фильтре рядом с маркировкой производителя автомобиля ставят логотип MANN-FILTER и указывают номер изделия. И покупатель приобретает его как фильтр из ассортимента MANN+HUMMEL, приравненный к оригинальному. Поэтому гарантия на автомобиль при замене фильтра сохраняется.

На заводе не только выпускают продукцию, но и разрабатывают фильтры для новых двигателей – разумеется, в тесном сотрудничестве с автомобильными концернами. А еще готовят кадры. Об этом чуть подробнее.

На заводе работает порядка 2500 человек. При этом текучесть кадров ничтожная – около 0,3%. И всё благодаря дальновидной кадровой политике и инвестициям в образовательные проекты. Судите сами: здесь регулярно проводят тренинги для сборщиков, механиков, инженеров, экономистов, специалистов по логистике. А также устраивают экскурсии и стажировки для школьников и студентов со всей Германии. Так молодежь проходит производственную практику с дальним прицелом.

Приятно ли здесь работать? Площадь застройки завода 90 тыс. м2; площадь озеленения – 30 тыс. м2. То есть треть от застройки. Есть где отдохнуть глазу. И дышится легко – причем не только снаружи, но и в цехах, за что спасибо вытяжке, вентиляции и системе менеджмента защиты окружающей среды по стандартам ISO 14001 и EMAS.

Да, вредных испарений и неприятных запахов здесь нет. А ведь в цехах работают с фильтровальной бумагой и клеевыми составами. И выпускают громадные объемы – до 600 тыс. фильтров в день.

Умножим на число рабочих дней, получим примерно 170 млн изделий в год. Недаром в 2011 году завод выпустил трехмиллиардный фильтр, став, образно говоря, «трижды миллиардером». Без квалифицированных кадров такое невозможно.

Марклькофен: технологии «чистого масла»

Что характерно для современных фильтров? Во-первых, уменьшение габаритов – ведь подкапотное пространство становится все более тесным. Во-вторых, увеличение пробега между заменами. Для решения этих задач важен правильный выбор комплектующих.

Первое, с чего начинается любой фильтр – это индивидуальный, согласованный с автопроизводителем подбор фильтровальной бумаги для шторы. Ведь моторы все разные – и по виду топлива, и по литражу, и по мощности, снимаемой с единицы объема. А бумага эволюционирует вместе с мотором.

Кроме того, бумаги для разных систем фильтрации и вида техники существенно различаются по плотности, прочности, распределению пор, типу пропитки и прочим характеристикам.

В «масляной» линейке MANN-FILTER есть все виды фильтров. По конструкции это неразборные «spin-on» и сменные картриджные элементы. По назначению – полнопоточные и частично-поточные, именуемые еще «байпасными».

Конструкция фильтра «spin-on» известна. Казалось бы, что там можно улучшить? На самом деле немало. Бумага для шторы масляного фильтра создается на основе смешанных волокон (натуральных и синтетических). Она имеет равномерную плотность и оптимизированное распределение пор.

При изготовлении фильтрующей шторы на бумаге формируются выступы и углубления для обеспечения постоянного зазора между гофрами. А в процессе гофрирования шторы в вершинах гофр образуются небольшие П-образные площадки. Они не позволяют верхушкам шторы «схлопываться» при прохождении очищаемого масла, что дополнительно увеличивает ресурс элемента.

Одним из ноу-хау фирмы является способ склеивания фильтрующей шторы с крышками. Клеящий состав выполнен в виде ленты толщиной около 1 мм. Из нее вырубаются кольца, которые размещаются на внутренних поверхностях крышек. На автоматических линиях производится сборка элемента и кратковременный нагрев крышек, который расплавляет клей и намертво скрепляет штору и крышки, обеспечивая полную герметичность фильтрующего элемента.

Большинство масляных фильтров имеют два клапана – перепускной и антидренажный. Перепускной открывается при холодном пуске или загрязнении фильтрующего элемента. В изделиях MANN-FILTER этот узел имеет полимерное покрытие с низким коэффициентом трения. Слой полимера способствует быстрому открытию клапана и обеспечивает надежность его работы. Для некоторых автопроизводителей клапанная тарелка покрывается тефлоном – это дополнительно улучшает ресурс клапана.

Другой клапан, антидренажный, необходим, чтобы при неработающем двигателе масло не стекало из фильтра в картер. Тем самым исключается масляное голодание после запуска мотора – ведь на заполнение маслом опустошенного фильтра потребуется время. В изделиях MANN-FILTER антидренажный клапан изготавливается из высококачественного силикона белого цвета. Он не боится старения, перепадов температур и всегда герметичен.

Вся эта «механика» (фильтроэлемент в сборе и клапаны) устанавливается в прочный металлический корпус. Фильтроэлемент прижимается пружиной в виде «паука» с четырьмя ножками – это тоже ноу-хау компании. Такая пружина фиксирует элемент не только в осе-вом,но и в поперечном направлении.

Потом на корпус надевается крышка с усилителем и отверстиями – впускными и выпускным. Крышка завальцовывается в сборе с герметизирующей прокладкой – и масляный фильтр готов. Кстати, при работающем двигателе через него прокачивается порядка четырех объемов масляного картера в минуту – это к вопросу о надежности и ресурсе изделия.

И два слова о сменных картриджах – масляных элементах без корпуса. Они изготавливаются по столь же тщательным технологиям, но в них нет металла. А значит, эти фильтры легко утилизируются.

Марклькофен: технологии «чистого воздуха»

Не отстают от масляных «коллег» и воздушные фильтры. Уменьшение подкапотного пространства, небольшие монтажные площадки сказываются на форме фильтров самым причудливым образом. Какие только конструкции элементов не встретишь – круглые, прямоугольные, треугольные, трапециевиднные, с закругленными углами...

Сделать их, в общем-то, немудрено, если разрезать гофрированный прямоугольник фрезой или лазером. Но попробуйте обеспечить герметичность! Поэтому и работают в паре с режущим инструментом клеевые дозаторы, скрепляя гофры и не давая им распушиться.

В итоге с «воздушных» линий завода в Марклькофене сходят фильтры, обеспечивающие увеличение строка службы двигателя за счет тщательной фильтрации, повышение мощности мотора благодаря снижению сопротивления воздушному потоку, 100%-ную герметичность уплотнений, стабильность характеристик на протяжении всего срока службы и «всепогодность» изделия. Спасибо правильно выбранной бумаге, оптимальному гофрированию, надежным клеевым составам и влагостойким пропиткам.

Кроме того, системы фильтрации воздуха MANN+HUMMEL способствуют снижению уровня шума при всасывании воздуха, а ведь комфорт нынче в цене.

Но это еще не всё. Стандарт Euro VI предъявляет жесткие требования к двигателям коммерческих автомобилей, а значит, и к чистоте воздуха для этих моторов. Чтобы соответствовать нормативам, MANN+HUMMEL использует в воздушных фильтрах эффективные материалы с нановолокнами.

Так, осенью 2013 года компания вывела на вторичный рынок новую линейку воздушных фильтров для мало- и среднетоннажных грузовиков с фильтрующей средой MICROGRADE A-NF. В ее основе целлюлозный материал, покрытый слоем ультратонких полимерных волокон. Средний их диаметр порядка 0,15 мкм или 0,00015 мм. Достаточно сказать, что невооруженным глазом увидеть такие волокна невозможно. В результате их применения площадь поверхности для сбора частиц пыли существенно увеличилась, что повысило эффективность фильтра.

Но секрет не только в увеличении поверхности. Благодаря «кружевам» нановолокон загрязняющие частицы просто не могут проникнуть в целлюлозную основу и блокировать поры. Поэтому еще одно преимущество такого фильтры – увеличенный срок службы. Несмотря на высокий уровень очистки, сопротивление воздушному потоку у фильтра с материалом MICROGRADE A-NF остается весьма низким.

И несколько слов о салонных фильтрах, роль которых у нас в России явно недооценивают. Салонные фильтры MANN-FILTER тоже изготавливаются по новейшим технологиям. Их «изюминка» – комбинированный материал из нескольких слоев. Первый слой удерживает грубые частицы – пыль, сажу, пыльцу. Второй содержит микроволокно с электростатическим зарядом, а потому фильтрует мельчайшие частицы. Кроме того, в этих фильтрах имеется дополнительный слой с эффективными абсорбентами, нейтрализующими вредные газы. А еще – антибактериальная пропитка. В результате в салоне не просто становится чище – в нем существенно уменьшаются неприятные запахи.

Марклькофен:технологии «чистого топлива»

Одного только чистого воздуха для двигателя мало, он должен «питаться» чистым бензином или дизтопливом. Компания MANN+HUMMEL выпускает фильтры для топлива в металлических и пластмассовых корпусах, элементы из комбинированных материалов и новейших бумаг, фильтры с водоотделителем и специальными датчиками. В ассортименте также есть фильтрующие элементы картриджного типа «без металла», фильтр для дизельного топлива PreLine с удалением воды и подогревом и многое, многое другое.

Для знакомства с топливными инновациями посетим Clean Room (Чистую Комнату) на заводе в Марклькофене. Чем интересно это помещение?

Начнем с того, что системы дизельного впрыска Common Rail являются прецизионными и высокотехнологичными. Топливный насос развивает давление до 2500 бар, а диаметр отверстия сопла форсунки не превышает 0,1 мм. В момент первого пуска двигателя в топливную аппаратуру не должна проникнуть грязь, в том числе и попавшая в фильтр при сборке.

Значит, она туда не попадет, сказали в компании, и ввели жесткие стандарты чистоты на основе нормативов CCM (Component Cleanliness Management – «Системы управления чистотой»). Эта концепция регламентирует гигиенические правила для разработки, производства, упаковки и транспортировки фильтров.

Сборка фильтров для двигателей с Common Rail происходит в помещении Clean Room, оборудованном по тем самым спецификациям. Здесь же фильтры упаковываются, запечатываются и в таком виде поступают к дистрибьюторам вторичного рынка.

В Clean Room работает специально подготовленный персонал. Для него обязательны: специальная обувь, белая униформа, стерильные шапочки и перчатки. Само помещение сертифицировано в соответствии с Международным стандартом EN ISO 14644. Как заявляют в компании, у пыли просто нет шанса выжить в «белой зоне» Чистой Комнаты!

К слову, для ряда фильтров, собираемых в Clean Room, используется эффективный фильтрующий материал MULTIGRADE F_HE. Согласно международному стандарту ISO 19438 он удерживает как минимум 95% воды и мельчайших загрязняющих частиц, которые человеческий глаз просто не различает.

Людвигсбург. системы и модули

Теперь отправимся в Людвигсбург, на головной завод MANN+HUMMEL. Здесь же расположена и штаб-квартира компании, куда сходятся все нити управления промышленным гигантом.

Все увиденное на предприятии в Маркль-кофене справедливо и для Людвигсбурга: дальновидная кадровая политика, безупречная чистота территории и цехов, тщательный выбор комплектующих, новейшие технологии, система управления качеством и логистика, работающая с точностью часового механизма. И список партнеров тоже внушительный. Среди них General Motors, VW, Audi, Mercedes-Benz, BMW, Volvo, Porsche, Volvo Truck, Daimler Truck, MAN, DAF, Scania, Iveco.

В отличие от предприятия в Марклькофене, здесь производят не фильтры в привычном понимании, а комбинированные системы фильтрации – о них говорилось в начале статьи. Это готовые к монтажу пластиковые модули с фильтрующими элементами, трубопроводами (в модулях очистки воздуха), разнообразными клапанами (в модулях очистки масла) и другими интегрированными элементами. Бери и ставь на автомобиль, благо крепеж прилагается.

Кроме того, завод производит впускные модули (впускные коллекторы), топливные системы фильтрации в сборе, металлические корпуса для фильтров и еще ряд позиций.

Очень интересен фильтр углеводородов. Суть в следующем: в момент остановки двигателя в коллекторе остается топливо, которое не должно попасть в атмосферу. Такое требование содержится, к примеру, в экологическом законодательстве некоторых штатов США. Фильтр углеводородов улавливает эти остатки. А MANN+HUMMEL такие фильтры выпускает.

У компании имеются интересные решения для фильтрации дизельного топлива. Вот одно из них. При сильных морозах перед эксплуатационниками встает непростая проблема: даже специальное зимнее дизтопливо при низких температурах загустевает – в нем начинают выпадать кристаллы парафинов. Они забивают мельчайшие поры топливного фильтра, в буквальном смысле перекрывая систему питания двигателя.

Инновационный дизельный фильтр от MANN+HUMMEL помогает избавиться от этой напасти. Его «изюминка» – интегрированный электрический подогреватель топлива типа «сэндвич» мощностью 540 Вт. Он быстро повышает температуру поступающего топлива, улучшая его прокачиваемость.

Подогреватель фильтра работает «под чутким руководством» блока управления двигателем. Встроенные датчики измеряют температуру окружающей среды и давление топлива на входе в фильтр. Как только в топливе начинается образование парафинов, давление увеличивается, датчик срабатывает и подогрев включается. Его интенсивность регулируется в зависимости от показаний датчиков. По мере снижения давления нагрев уменьшается или вовсе отключается.

Производитель также увеличил площадь фильтровального материала в новых изделиях. Это позволило существенно повысить срок их службы. Так при использовании дизельного топлива стандарта EN590 замена фильтра потребуется лишь один раз в три года.

Топливный фильтр с подогревателем весьма компактен и устанавливается прямо на двигателе. Завод в Людвигсбурге уже производит такие фильтры для конвейерной комплектации легковых и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. А с декабря 2013 года данное изделие поставляется и на вторичный рынок.

Вернемся к модулям. В основе их производства лежат технологии литья из пластика, которыми MANN+HUMMEL владеет в совершенстве. Более того, инженеры компании сами их разрабатывают. Расскажем об одном из модулей – пластиковом впускном коллекторе с интегрированной топливной рейкой для бензиновых двигателей.

Это объемное изделие, напоминающее бочонок. Сравнение пусть грубоватое, зато наглядное. Как его сделать, понятно. Отлить или отштамповать одну половину, затем вторую, сварить их, и вот коллектор готов. До недавнего времени так и поступали.

А сегодня коллектор выпускают цельным, без сварного шва. А значит, он более прочный и эстетичный. Для его изготовления применяют технологию литья по выплавляемым моделям. Только в качестве модели используют металл, точнее, «фирменный секретный» сплав. А в качестве конструкционного материала выступает пластик.

Дело в том, что применяемый пластик имеет температуру плавления 300 °С, а сплав – всего 130 °С. Металлическая модель, имеющая форму будущего коллектора, обволакивается горячим пластиком в особых штампах. Модель покрыта защитной пленкой, поэтому металл не успевает расплавиться, а пластик быстро остывает.

Затем полученный «пирожок» с металлической начинкой помещают в ванну со специальной жидкостью, нагретой до 180 °С. Металл выплавляется, а готовый пустотелый коллектор погружается в другую ванну – но теперь уже для очистки от предущей горячей жидкости.

Потом коллектор «просвечивают» на рамке на предмет остатков металла, прямо как в аэропорту. Если их обнаруживают, тут же удаляют. А выплавленный металл идет на изготовление очередной модели. Но это уже мелкие подробности. Главное, коллектор поступает на досборку, а потом на склад и к заказчику. Так что не фильтрами едиными славится страна ФильтроMANNия...

Москва – Марклькофен – Людвигсбург – Москва

  • Юрий Буцкий

Журнал «АБС-авто» © 2024, все права защищены